Скачать проект продвижение образовательных услуг школы. Проект по дисциплине «Маркетинг в образовании. Интерпретация основных понятий

19.11.2023 Услуги

Особенности продвижения образовательных услуг

Годами исследователи и аналитики разрабатывали критерии для определения услуг. В результате было выделено несколько общих для большей части услуг характеристик. Характеристики услуг К.Хаксевера, Б. Редера, Р.С. Рассела, Р. Г. Мердика, приведенные в книге «Управление и организация в сфере услуг» являются основными и наиболее часто упоминаемыми характеристиками:

  1. Нематериальностью, то есть услуга неосязаема;
  2. Неотделимостью от источника;
  3. Непостоянством качества;
  4. Несохраняемостью.

При рассмотрении особенностей продвижения образовательных услуг на рынке образовательную услугу будем считать как процесс обеспечения «овладения обучающимися тем или иным уровнем подготовки к различным видам деятельности». Образовательная услуга чаще всего предоставляется путем реализации образовательной программы определенного уровня. При этом она обладает следующей спецификой:

1. Для образовательных услуг существует низкая степень осязаемости. Проявляется она в невозможности оценки их качества и результата до полного потребления. Степень неопределенности потребителя при выборе образовательных услуг выше, чем по другим услугам. Потребитель образовательной услуги, обратившись в образовательное учреждение, не может заранее знать результат своего обучения. Он имеет возможность лишь косвенно судить о качестве услуги на основе собственного прошлого опыта, руководствуясь мнением других потребителей, с помощью рекламного обращения. Высокая степень неопределенности при выборе образовательных услуг ставит перед потребителем очень сложный выбор учреждения для обучения. Чтобы убедить потребителя в приобретении образовательных услуг, повысить осязаемость образовательных услуг, снизить потребительский риск и неопределенность образовательные учреждения стараются формировать наиболее значимые для потенциального потребителя параметры услуг и представить их по возможности наглядно: с помощью сертификатов, лицензий, дипломов, учебных планов и программ, информации об условиях, методах, формах обучения, дизайн учебных помещений, внешнего вида учебных корпусов, общежитий и тому подобное.

2. Вторая традиционная характеристика услуг - неотделимость от источника. Люди обучаются не «вообще», а в конкретном учреждении. Именно с предоставляющим образовательную услугу учреждением потребитель ассоциирует тот результат, который он получает или собирается получить. Каждое образовательное учреждение предоставляет уникальную, постоянно видоизменяющуюся образовательную программу, которую невозможно дублировать: набор дисциплин, уровень преподавания и методического обеспечения, комплекс аудиторных и внеаудиторных занятий и другое. Образовательная услуга отличается большой вовлеченностью самого потребителя в процесс получения образовательной услуги, что является основой для создания и развития долгосрочных партнерских отношений. Таким образом, процесс предоставления образовательных услуг невозможен без активного взаимодействия производителя и потребителя, непосредственного общения учащегося с преподавателем, в процессе которого осуществляется передача информации (определенных знаний, умений и навыков), а также учащийся овладевает необходимым набором компетенций. Такой процесс предопределяет наиболее высокие требования к профессорско-преподавательскому составу, включая его профессиональную компетентность, коммуникабельность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие и тому подобное.

3. Образовательные услуги непостоянны по качеству. Предоставление образовательных услуг одним преподавателем может быть неодинаковым (в связи с уровнем его знаний, настроением, состоянием здоровья). Восприятие учащимся преподносимого учебного материала также может различаться уже в зависимости от его эмоционального и физического состояния, уровня его подготовленности, восприятия преподавателя и так далее. Непостоянство образовательных услуг зависит и от мотивации, усердия, трудолюбия, предшествующей подготовки, способностей потребителя, места и времени предоставления образовательной услуги. Предлагая всем одинаковую образовательную программу (услугу), выпускники имеют разные знания, поэтому качество полученного образования зависит не только от затраченных усилий преподавателей, но и от ученика.

4. Образовательная услуга несохраняема, то есть недолговечна. Проявление несохраняемости образовательных услуг выражается в том, что одновременно производятся и потребляются, и не подлежат инвентаризации. Но это не значит, что знания не устаревают, ведь наука не стоит на месте. Поэтому потребитель образовательных услуг вправе требовать соответствия их велению времени. Образовательную услугу невозможно произвести впрок или складировать. Возникает она непосредственно в процессе взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг. Необходимо постоянное изучение спроса потребительского рынка образовательных услуг, введение системы предварительных заказов на дополнительные образовательные услуги.

Таким образом:

  • Услугу нельзя создать и оставить на сохранение в ожидании спроса. Здесь может помочь сохранение необходимой учебной информации на материальных носителях. При возникновении спроса эта информация может быть сразу использована.
  • Полученная ранее информация забывается и устаревает.
  • Отсутствие на занятиях учителя или ученика не позволяет полноценно компенсировать соответствующие потери в отведенное программой время. В двух последних случаях следует позаботиться о дополнительном сервисном сопровождении данной образовательной услуги, понимая, что это уже другая услуга.

Можно выделить отдельную характеристику для образовательной услуги как стационарность.

5. Образовательная услуга стационарна. В основе своей она привязана к месту расположения образовательного учреждения и довольно редко выходит за его стены.

Приведем теперь некоторые характеристики ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг в сфере общего образования.

1. Рынок образовательных услуг еще не сформирован, он находится в процессе становления. Как следствие, существует много незанятых ниш, что определяет конкурентные преимущества для активных образовательных учреждений. Вместе с тем существует очень мало стабильных правил, по которым можно действовать. Слабо изучен спрос и потенциальный потребитель, нет устоявшихся цен и тому подобное.

2. Основная часть образовательных услуг предлагается негосударственными учреждениями и вузами. Сами школы пока не проявляют должной активности. Сказывается иждивенческая позиция, выработанная «унаследованным от советского социализма принципом полного финансирования посредством государства».

3. Нельзя говорить и о многообразии образовательных услуг . Сейчас это в основном репетиторство, тестирование, традиционные кружки и реализация стандартных образовательных программ.

4. Отсутствует четко выраженный социальный и индивидуальный заказ на образовательные услуги . Методы выявления такого заказа не разработаны.

5. Школа работает с наиболее доступными потребителями своих услуг - своими учащимися. Учебное заведение слабо ориентировано на иных потенциальных клиентов - учащихся других школ и взрослое население.

6. Недостаточная финансовая автономия школы не позволяет ей заниматься привлечением внебюджетных доходов. В результате школа слабо мотивирована на использование маркетинга в своей деятельности.

7. Сегодня система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров не может реализовать качественные образовательные программы по вопросам экономики образования. В результате в школах отсутствие подготовленных кадров, способных сопровождать маркетинговую деятельность.

Кроме рассмотренных характеристик образовательных услуг, им присущи также особенности, отличающие их от всех других услуг.

Потребителю образовательных услуг достаточно сложно оценить и понять ценность предоставляемых учреждением образовательных услуг. Ценность образования заключается в развитии человека. Человек, получивший образование, является ценностью для общества в целом и для государства в частности, а также для рынка труда. Выпускник представляется тем более ценным, чем более он развит, чем более выявлены и развиты его уникальные способности, а образование представляется тем более ценным, чем больше оно способствует такому развитию.

Образовательные услуги – это услуги, преобразующие самого потребителя. Таких услуг в целом немного (например, медицинские, косметологические, психотерапевтические), а образовательные услуги характеризуются к тому же комплексным воздействием на самые разные стороны психики личности.

Фундаментальной особенностью образовательных услуг является и тот факт, что их конечный потребитель – личность – играет весьма активную роль в процессе оказания образовательных услуг.

Достаточно значимой особенностью образовательных услуг является активная роль потребителя, его вовлеченность в образовательный процесс. Это предъявляет особые требования к содержанию маркетинговой деятельности учреждения. Например, образовательным учреждениям следует уделять внимание сегментированию рынка и привлечению целевых слушателей, дифференциации образовательных программ в соответствии с особенностями и потребностями целевых групп.

Образовательные услуги призваны удовлетворять не только производственный спрос. Ярким примером тому являются услуги образования в области музыки, языковой подготовки и тому подобные. Уроки иностранных языков могут брать не только для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке рабочей силы, но и для того, чтобы путешествовать, общаться с друзьями из других стран, читать литературу на языке оригинала и так далее. Следовательно, ограничивать рынок образовательных услуг только услугами профессионального образования было бы в корне не правильно. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только производственные потребности, но и социальные, духовные. Потребность в совершенствовании и освоении нового свойственна представителям человеческого сообщества, причем такие потребности растут по мере удовлетворения материальных потребностей.

Широту ассортимента образовательных услуг также можно выделить как особенность продвижения образовательной услуги. Она формируется, прежде всего, за счет различий в их содержании: по профилю подготовки, степени фундаментализации, гуманитаризации, прикладной направленности услуг. К ним примыкают такие существенные критерии различий, как ступени образования (начального, основного и так далее), а также наличие или отсутствие определенных предпочтений, требований к личности обучающегося, его психофизиологическим особенностям, состоянию здоровья и другое.

Специфической особенностью образовательных услуг является и такая закономерность:

Постоянное потребление образовательных услуг способствует появлению стремления получать их все в большем количестве.

Важной особенностью является отложенные результаты образования, ассортимента услуг и его обновления. Главным для потребителя является результат оказания образовательной услуги, но его проявление будет только после завершения обучения в образовательном учреждении. Кроме того, результат оказания образовательной услуги зависит от возможности обновления полученных знаний (самообразование, курсы повышения квалификации, переквалификация) и жизни потребителя. Даже после окончания обучения, выпускник еще некоторое время продолжает пребывать в состоянии, когда не может полностью или до конца оценить все положительные и отрицательные стороны приобретенных знаний. Только в процессе своей работы выпускник может оценить качество образовательной услуги (образования) полученного в учебном заведении. Своеобразие образовательных услуг заключается и в том, что их заказчиком, главным субъектом выбора, выступают не сами потенциальные учащиеся, а их родители. Тем самым клиент и заказчик оказываются далеко не одним и тем же лицом, что приносит определенные трудности в отношении анализа потребностей и предпочтений потребителей. Требования заказчика формируются достаточно четко, причем пожелания качества знаний далеко не всегда стоят на первом месте. Они могут уступать первенство благоприятному социально-психологическому климату в учреждении дополнительного образования детей, вариативности режимов занятости ребенка и другое.

На современном рынке дополнительных образовательных услуг остаются востребованными некоторые традиционные образовательные услуги (обучение приемам ручного труда, управлению работой приборов и машин; организация художественной самодеятельности, изобразительное искусство, а также спорт, туризм и проведение учебно-исследовательской деятельности учащихся). Вместе с тем появился большой выбор новых дополнительных образовательных услуг: допрофессиональная подготовка, профильное обучение, информационные технологии и другое. Ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества. Поэтому потребители образовательных услуг – родители, дети – согласны оплачивать их.

Нельзя не упомянуть и критерий, использующий различные признаки сегментации потребителей образовательных услуг, в том числе дающие названия (часто неофициальные) отдельным образовательным учреждениям, особенно элитным. Образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей направлены на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Например, в формах очного, заочного, очно-заочного, дистанционного образования оказываются образовательные услуги по реализации профессионально-ориентированных программ дополнительного образования.

Существует ориентация образовательных услуг в отношении особых категорий обучающихся (детей с ограниченными возможностями развития).

Стоимость различных образовательных услуг неоднородна. Она, прежде всего, зависит от престижа (спроса на рынке) того или иного вида образовательной деятельности, статуса образовательного (творческого) объединения детей, качества предоставляемой образовательной услуги.

Под качеством деятельности учреждения дополнительного образования в узком смысле этого слова можно понимать соответствие характеристик «продукции» требованиям потребителя. В широком смысле качеством деятельности данных учреждений можно считать: качество обслуживания; качество педагогического процесса; качество системы управления, качество трудовых ресурсов. «Качество образования включает в себя совокупность качества условий, качества реализации образовательного процесса, качества его результатов» . Качество образования этим же автором рассматривается как совокупность свойств образования, соответствующих современным требованиям педагогической теории, практики и способных удовлетворить образовательные потребности личности. Одним из критериев качества образовательной услуги может служить устойчивость интереса к ней (характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность обучения, характер мотивов ухода из коллектива). В маркетинге же качество образовательных услуг понимается как мера удовлетворения потребности в них. Поэтому ненужные, не востребованные потребителем образовательные услуги не могут считаться качественными.

Таким образом, образовательные услуги имеют ярко выраженную специфику, что определяет специфику выбора каналов и коммуникационных технологий их продвижения, диктует особую специфику взаимодействия с потребителями (целевыми аудиториями). Только при учете всех данных особенностей можно сформировать эффективную маркетинговую политику образовательного учреждения.

Хаксевера К., Редера Б., Рассела Р.С., Мердика Р.Г. «Управление и организация в сфере услуг» Изд.: Питер, 2004, c.39-40.

Рындак В. Г. Младший школьник и близкие ему люди: воспитание уважительного отношения: учеб. пособ. / В. Г. Рындак, О. С. Тимофеева. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С.162-164.


Маркетинг образования Ванькина Инна Вячеславовна

6.2. Реклама образовательных услуг

Реклама – распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам (физическому, юридическому), товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний (ст. 2 Федерального закона «О рекламе» от 14.06.95). К рекламе относят любую платную форму неличного представления и продвижения товаров и услуг.

Баланс информативности и эмоциональности рекламных сообщений: рекламное обращение должно не только содержать полезную информацию об образовательном учреждении и его услугах, но и вызывать у целевой аудитории определенный эмоциональный отклик, так как это ведет к более глубокому восприятию рекламного сообщения;

Учет культурных и религиозных традиций населения, региональных и местных особенностей и проблем;

Адресатами образовательной рекламы выступают: потенциальные обучающиеся и их семьи, отечественные и зарубежные работодатели, образовательные и научные фонды и учреждения, производители сопутствующих услуг (гостиницы, медицинские оздоровительные учреждения, транспортные и туристические фирмы и т. п.), органы местного самоуправления и общество в целом;

Акцент делается на печатной рекламе как наиболее информативной: желательно использовать местные СМИ для рекламы учреждений общего образования и центральные и специализированные издания для рекламы высшего, дополнительного и послевузовского образования.

Рассмотрим эти элементы более подробно.

– информационная призвана проинформировать рынок о новой образовательной услуге; предложить новые способы применения полученных знаний; сообщить на рынке об изменении цен; описать предоставляемые услуги; исправить ложные впечатления; уменьшить опасения потребителей; создать имидж образовательного учреждения;

– увещевательная должна убедить поступать в определенный вуз, на определенный факультет или специальность; «переключить» внимание на другой факультет или специальность; изменить представления покупателей о качестве образовательной услуги; убедить потребителей не откладывать поступление в образовательное учреждение;

– напоминающая реклама предназначена для того, чтобы напомнить потенциальным потребителям о том, что образование (конкретная специальность) может понадобиться им в ближайшем будущем, где именно можно получить необходимое образование; постоянно держать в курсе событий; напомнить о своем образовательном учреждении в период межсезонья.

Образовательная реклама может иметь различные цели и действовать в различных ситуациях, важно лишь помнить общее правило: миссия рекламы – это создание душевного комфорта человека в его повседневной жизни путем предоставления полной и правдивой информации о товарах и услугах. И прежде всего это должны помнить образовательные учреждения, так как в их руках будущее привлеченных рекламой абитуриентов (табл. 6.1).

Целевая контактная аудитория. Реклама как одно из сильнейших средств маркетинговой коммуникации настойчиво навязывает аудитории свои ценности, формирует новые потребности или взывает к уже существующим в интересах рынка. Вольно или невольно реклама воспитывает общество потребителей, внося

Таблица 6.1

изменения в их поведение или даже сознание. Именно поэтому перед проведением рекламной кампании образовательному учреждению необходимо четко решить, на кого будут направлены их маркетинговые усилия. При этом большое внимание должно уделяться составлению максимально реалистичного портрета реципиента рекламы (потенциального потребителя образовательных услуг или лица, влияющего на решение потребителя), что позволит выбрать оптимальные каналы связи с ним и эффективную форму общения.

Определить социально–демографические и психологические характеристики целевой аудитории образовательного учреждения позволяют социологические исследования, чаще всего проводимые в виде анкетирования, телефонных опросов или методом фокус–групп. Обычно определяются различные психологические параметры целевой аудитории, ее интеллектуальный и образовательный уровень. Особое значение имеют традиционный характер восприятия информации, отношение к рекламе, исторически сложившийся образ этого средства коммуникации, особенности ролевого поведения различных общественных групп, степень их знакомства с окружающей действительностью и способность воспринимать новую информацию, т. е. особенности культуры, закрепленные в традициях, общепринятых взглядах, сложившемся образе того или иного явления (в том числе и образования).

Рекламный бюджет. Определив рекламные цели и контактные аудитории, образовательное учреждение приступает к утверждению расходной части бюджета на рекламу для каждой образовательной услуги отдельно. Традиционная цель рекламы – стимулирование спроса на образовательные услуги, и образовательное учреждение стремится достичь ее, затратив ровно столько средств, сколько необходимо. Но как определить оптимальный рекламный бюджет, являющийся частью общего бюджета на продвижение? Если образовательное учреждение проявит скаредность, результат может оказаться нулевым. Если оно поведет себя расточительно, деньги окажутся выброшенными на ветер.

1. Этап жизненного цикла образовательной услуги (новизна образовательной услуги). Чтобы познакомить покупателей с новой образовательной услугой и получить их признание, на рекламу требуется затратить больше средств, чем обычно. Реклама уже знакомых потребителю образовательных услуг необходима для поддержания уровня продаж, т. е. расходы на ее проведение не так велики.

2. Удельный вес образовательной услуги на рынке и потребительская база. Образовательные учреждения, захватившие значительную долю рынка, обычно требуют меньших расходов на рекламу. А чтобы «высадиться» на рыночный «плацдарм» или расширить его, необходимы значительные рекламные затраты. Завоевание потребителей с помощью широкоизвестной образовательной услуги обходится дешевле, чем при представлении абсолютно неизвестной.

4. Частота рекламы. Утверждая расходы на рекламу, следует предусмотреть затраты на ее многократное повторение, необходимое для создания у потребителей благоприятного впечатления об образовательном учреждении и его услугах.

5. Схожесть образовательных услуг. Образовательные услуги одного вида требуют рекламы, позволяющей выделить их из ряда подобных. Реклама имеет большое значение в тех случаях, когда та или иная образовательная услуга предлагает потребителю уникальные выгоды или обладает необычными качествами.

На практике образовательные учреждения могут использовать четыре различных метода составления рекламного бюджета:

Исторический метод – определение бюджета на рекламу исходя из предыдущего опыта, например из бюджета прошлого года с соответствующим увеличением, ориентированным на уровень инфляции или другой рыночный фактор.

Метод целей и задач – наиболее распространенный метод определения размера бюджета, заключается в определении затрат, необходимых для выполнения каждой поставленной задачи.

1. Установление контрольного показателя доли рынка. Предположим, небольшое образовательное учреждение экономического профиля хочет завоевать 1% рынка очного обучения. Поскольку целевой рынок состоит из 20 тыс. выпускников средних школ, вуз хочет, чтобы прием на очную форму обучения в текущем году составил 200 чел.

2. Определение доли рынка, которую следует охватить рекламой вуза. Образовательное учреждение рассчитывает охватить своей рекламой 80% рынка (или 16 тыс. выпускников).

3. Определение числа осведомленных выпускников школ, которых необходимо убедить рассматривать рекламируемый вуз в качестве одной из альтернатив для получения высшего образования. Руководство образовательного учреждения было бы довольно, если бы в приемную комиссию вуза обратилось 12,5% всех осведомленных выпускников, или 2 тыс. человек. Дело в том, что традиционно только 10% всех обратившихся в приемную комиссию вуза выбирают очную форму обучения. А это как раз и есть намеченный контрольный показатель доли рынка.

4. Определение числа рекламных впечатлений в расчете на 1% роста интенсивности обращения в вуз. По оценкам службы маркетинга образовательного учреждения, 10 рекламных впечатлений (контактов) на каждый процент аудитории обеспечат интенсивность обращения в вуз на уровне 12,5%.

5. Определение суммы пунктов валового оценочного коэффициента, которую необходимо обеспечить. (Пункт валового оценочного коэффициента – это 1 рекламный контакт с 1% целевой аудитории.) Поскольку образовательное учреждение хочет добиться 10 рекламных контактов с 80% целевой аудитории, ему необходимо будет обеспечить валовой оценочный коэффициент в 800 пунктов (10 · 80).

6. Определение размеров необходимого рекламного бюджета исходя из расчета средней стоимости одного пункта валового оценочного коэффициента. При охвате 1% целевой аудитории издержки на обеспечение 1 рекламного впечатления составляют в среднем 1500 руб. Следовательно, достижение валового оценочного коэффициента в 800 пунктах обойдется образовательному учреждению в текущем году в 1200 тыс. руб. (1500 · 800).

Метод процента от объема продаж заключается в сопоставлении общего объема продаж конкретной образовательной услуги с общими затратами на рекламу (или продвижение в целом) в предыдущий год или в среднем по прошлым годам для расчета процента затрат на текущий момент. Этот метод может также использоваться для сравнения рекламных затрат на продвижение различных образовательных услуг. Например, если образовательное учреждение в прошлом году достигло объема продаж образовательных услуг в 15 млн руб., а рекламный бюджет составил 1,5 млн руб., то соотношение затрат на рекламу к объему продаж составит 10%. Если прогнозируется объем продаж на следующий год в 20 млн руб., то рекламный бюджет составит 2 млн руб. Затраты на рекламу и размер рекламного бюджета рассчитываются по

где З р1 , З р2 – затраты на рекламу в предыдущем и плановых годах в объеме услуг образовательного учреждения, %; З р – затраты на рекламу предыдущего года, руб.; О у – объем услуг в предыдущем году, руб.; П о – прирост объема услуг на будущий год.

Конкурентные методы. При расчете размера бюджета часто учитываются размеры бюджетов конкурентов. Метод конкурентного паритета связывает размер бюджета на рекламу с тем, какую долю рынка занимает образовательная услуга.

Средства информации. Следующая задача образовательного учреждения – выбрать средства информации для размещения своей рекламы. Процесс выбора состоит из четырех этапов:

1. Принятие решений о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы. При выборе конкретных средств рекламы образовательному учреждению необходимо определить:

Степень охвата аудитории – какое число лиц в рамках целевой аудитории должно познакомиться с его рекламной кампанией за конкретный отрезок времени, например образовательное учреждение может стремиться обеспечить охват 80% целевой аудитории;

Силу воздействия рекламы – обращения по телевидению обычно производят более сильное впечатление, чем по радио, потому что телевидение – это сочетание изображения и звука, одно и то же обращение в одной газете может восприниматься как более достоверное, чем в другой. Например, разместив рекламу в специализированном образовательном издании, образовательное учреждение может добиться полуторной силы воздействия, в среднем средстве рекламы сила воздействия равна единице.

Предположим, что целевой рынок образовательного учреждения составляет 20 тыс. чел. Цель предстоящей рекламной кампании – охватить рекламой 16 тыс. чел. (2000 . 80%). Поскольку средний потребитель будет иметь три контакта с рекламой образовательного учреждения, следует обеспечить закупку 48 тыс. контактов (16 000 . 3). А поскольку ему нужны контакты полуторной силы воздействия, расчетное число закупаемых контактов должно составить 72 тыс. (48 000 . 1,5). Если 1000 контактов данной силы воздействия стоят 100 руб., рекламный бюджет должен равняться 7,2 тыс. руб. (72 . 100 руб.). Возвращаясь к теме рекламного бюджета, следует отметить, что, чем шире охват, чем выше частота появления рекламы и сила ее воздействия, которых добивается образовательное учреждение, тем больше должен быть рекламный бюджет.

2. Отбор основных видов средств распространения информации. К перспективным носителям образовательной рекламы относятся (по убывающей): телевидение и радио (в развитых странах также компьютерные сети); адресная почтовая рассылка; газеты и массовые журналы; издания для специалистов; реклама в справочниках, на стендах объявлений, на выставках и ярмарках; собственная рекламно–представительская продукция образовательного учреждения (брошюры, буклеты, плакаты, листовки и др.); реклама на транспорте, внешних носителях и др.

3. Выбор конкретных носителей рекламы и определение показателя стоимости рекламы в расчете на тысячу человек. Как известно, реклама, размещенная в разных средствах информации, обладает различной эффективностью. Например, исследование, проведенное Фондом «Общественное мнение» с целью определить эффективность рекламы, показало, что лишь 20% опрошенных активно интересуются рекламой, а 24% – только тогда, когда ищут информацию о необходимых товарах или услугах. При этом эффективность СМИ распределяется следующим образом (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Эффективность средств распространения информации

Таблица 6.3

Распределение временной активности теле–и радиоаудитории

в будние дни

Кроме этого, на радио и телевидении в соответствии с меняющимися суточными размерами аудитории выделяются так называемые «классы времени»: АА, А, В, С, D (табл. 6.3). Класс зависит от общего количества теле–или радиоприемников, работающих на данном временном отрезке и определяет стоимость рекламы: чем выше класс, тем дороже реклама. Практическую ценность имеет тот факт, что система классов на радио и телевидении не совпадает. Класс АА (самое дорогое время) на телевидении включает «прайм–тайм» (время после работы), а на радио – «драйв–тайм» (утренние часы). Наблюдаются также различия и в зависимости от дня недели.

Показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек позволяет образовательному учреждению оптимально разместить собственную рекламу. В данном случае специалистам службы маркетинга вуза необходимо определить стоимость рекламного обращения в конкретном носителе в расчете на 1000 человек. Например, если рекламное объявление на четверть полосы в специализированном издании стоит 1,5 тыс. руб., а расчетный круг читателей издания – 15 тыс. человек, стоимость рекламы в расчете на 1000 читателей составит 100 руб. То же самое объявление в неспециализированном издании может стоить 500 руб., но охватывать всего 2,5 тыс. человек, значит, в этом случае стоимость рекламы в расчете на 1000 человек составит уже 200 руб. Далее специалисты службы маркетинга ранжируют издания по показателям стоимости в расчете на 1000 читателей и обычно отдают предпочтение изданиям с наиболее низкими расчетными ставками.

4. Принятие решений о размещении рекламы во времени и в средствах распространения информации. Во время проведения рекламной кампании перед образовательным учреждением стоит задача оптимального распределения средств на рекламу для достижения ее максимального воздействия. Предположим, некое образовательное учреждение решило в мае провести 31 коммерческое радиообращение к потенциальным потребителям своих образовательных услуг, выбрав одну из схем размещения рекламы во времени (рис. 6.3). Рекламные сообщения могут размещаться в течение нескольких дней месяца, выходить ежедневно в течение месяца или появляться периодически. Выбор определяется целями обращения, особенностями образовательных услуг, характеристиками целевых потребителей и т.д.

возможностей (прежде всего, бюджета рекламы), от характера решаемых рекламных задач (увещевание, информирование и др.), следует определить необходимую последовательность действий по проведению рекламной кампании вуза и их координаты во времени. В этом случае У. Зиннуров рекомендует, в частности, следующую последовательность. Вводящая реклама в местных и центральных газетах – по одному разу в марте, апреле и мае, в субботних номерах (авторам рекомендуется при этом давать всеобъемлющее рекламное сообщение, включающее фирменный знак, другие элементы символики учреждения, а также комплексно характеризующее сам вуз, его услуги и другую предлагаемую им продукцию), а затем:

– телевизионное выступление ректора вуза в виде ответов на вопросы граждан в апреле, а также в вечернее время после выпуска новостей;

– посещение представителями кафедр вуза в апреле учреждений среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, организация встреч с выпускниками вуза, раздача на этих мероприятиях рекламных буклетов (лифлетов) и проспектов вуза;

– организация посещений вуза выпускниками вышеназванных образовательных учреждений в «Дни открытых дверей» в конце апреля–начале мая.

Учитывая ежегодно повторяющуюся сезонную неравномерность размещения рекламы образовательных услуг, целесообразно разработать календарный план рекламной кампании, представив его в наиболее наглядной, матричной, форме, где по строкам обозначены средства рекламы (ее носители), а по столбцам – месяцы года.

В любом случае грамотно составленная и размещенная реклама должна быть почти такой же эффективной, как в следующем анекдоте: Один директор школы спрашивает другого: «Ну как, твоя реклама дала результат?». – «Еще какой!» – отвечает второй. – «Вчера дал объявление, что школе требуется сторож, а сегодня ночью компьютерный класс ограбили».

Оценка эффективности рекламы. Расчет эффективности рекламы – экономического показателя для оценки целесообразности использования средств, выделяемых на рекламу, – одно из самых сложных действий в организации и управлении рекламной кампанией. В общем случае эффективность рекламы представляет собой отношение затрат на рекламу к изменению объема продаж образовательных услуг:

где Eкоэффициент эффективность рекламы; З р – затраты на рекламу, руб.; Д п – изменение объема продаж образовательных услуг, руб.

Большинство методов измерения эффективности рекламы носят прикладной характер и применяются лишь к определенным видам рекламы. Однако специалисты службы маркетинга образовательного учреждения должны, как минимум, отслеживать следующие показатели:

Затраты на завоевание рынка объемом 1000 целевых потребителей с помощью конкретного средства рекламы;

Процент аудитории, заметившей, просмотревшей или прочитавшей большую часть рекламного обращения;

Мнения потребителей о содержании и эффективности рекламы;

Отношение к образовательному учреждению и его образовательным услугам до и после рекламы;

Число запросов потенциальных потребителей по поводу образовательных услуг, вызванное рекламным обращением;

Расходы образовательного учреждения на один запрос.

На практике применяются два основных подхода к оценке эффективности – оценка коммуникативной и коммерческой эффективности.

автора Бакшт Константин Александрович

Из книги Реклама и PR в бизнесе автора Толкачев Андрей Николаевич

Классификация услуг Услуги – особый вид товара. В настоящее время роль услуг значительно возросла, что в первую очередь связано с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса. Важной причиной является научно-технический прогресс, ведущий к

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

1.4. Овеществление услуг Мы с Вами отлично знаем, что услуги нематериальны. К сожалению, именно нематериальность услуг подрывает на корню их успешные продажи. Человек воспринимает окружающий мир через три основных канала – зрение, слух и осязание. Исходя из того, какой

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Из книги Семь шагов для создания эффективного ИТ-подразделения автора Гредников Сергей

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

6.3. Стимулирование продаж образовательных услуг Стимулирование продаж образовательных услуг – это разнообразные краткосрочные поощрительные акции, направленные на потенциальных потребителей образовательных услуг и/или деловых партнеров образовательного учреждения

Из книги автора

7.3. Сегментация образовательных услуг При осуществлении деятельности на рынке образования образовательное учреждение должно четко решить, какую именно часть этого рынка оно в это время и в этом месте способно эффективно обслужить. Основанием для выбора приоритетных

Из книги автора

8.2. Анализ рынка образовательных услуг Поиск благоприятных рыночных возможностей, предоставляемых маркетинговой средой, можно вести как внутри самого образовательного учреждения, так и во внешней по отношению к образовательному учреждению среде. Образовательные

Из книги автора

Из книги автора

7.8. Аутсорсинг ИТ-услуг Аутсорсинг – современный вид предпринимательской деятельности, который призван обеспечить предприятию дополнительные конкурентные преимущества. Сегодня аутсонсинг применяют многие крупные российские компании, передающие сторонней

1 Самсонова Е.В. 2 Самсонова М.В. 3

1 Камышинский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет»

2 ВПО «Волгоградский государственный технический университет»

3 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

рынок образовательных услуг

образовательная услуга

маркетинг образовательных услуг

1. Салмин П.С. Машинная модернизация системных технологий для целей организационного управления предприятиями / Салмин С.П., Салмин П.С. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 3-1. – С. 258–260.

2. Салмин П.С. Формирование финансового результата транспортного холдинга по центрам финансовой ответственности / Салмин П.С., Салмина Н.А./ Вестник ВГАВТ. – 2014. – № 41. – С. 268–276.

3. Самсонова Е.В. Особенности маркетинга образовательных услуг на современном этапе развития рыночных отношений / Монография – Волгоград, 2013.

4. Самсонова М.В. Маркетинговые приемы, способствующие развитию российского рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] / М.В. Самсонова, Е.В. Самсонова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; http://www..

5. Пименова Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок / Н.Ю. Пименова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2006. – № 1.

Библиографическая ссылка

Гугнина Е.В., Самсонова Е.В., Самсонова М.В. ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА РЫНОК // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20636 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

"Руководитель бюджетной организации", 2010, N 9

За последнее десятилетие сложилось мнение, что маркетинг - удел больших компаний. Провести масштабные исследования рынка, развернутые мероприятия в области рекламы образовательным учреждениям действительно не под силу. Однако это не значит, что маркетинг для них недоступен. Не только для крупных вузов, но и для техникумов, школ и даже детских садов он важен и нужен.

Мифы вокруг услуги

Отечественный рынок образовательных услуг за последние пять-семь лет совершил колоссальный скачок: в некоторых регионах предложение превышает спрос. В такой ситуации применение образовательными учреждениями маркетинговых приемов и стратегий не просто актуально, оно необходимо. Об этом свидетельствуют и реальная жизненная практика, и опыт деятельности зарубежных коллег, а также российских процветающих вузов, частных школ и детских садов.

Почему же, осознавая, что маркетинг необходим, многие руководители не прибегают к нему? Ответ кроется в самой специфике образовательных услуг, результат от оказания которых вполне может проявиться лишь спустя определенный промежуток времени.

Во-первых, образование - это продукт интеллектуальный. Конечно, современные маркетологи умеют продвигать даже бесплотные идеи, также являющиеся интеллектуальным продуктом. Однако в итоге их самые невероятные замыслы превращаются в нечто материальное, например бизнес-план, проект, партнерское соглашение и т.д. В случае с продвижением образовательных услуг речь идет об интеллектуальном продукте без гарантии. Ни учреждение, которое оказывает данную услугу, ни тот, кто ее получает, точно не знают, будет ли от сотрудничества прок, и, по сути, их отношения выстраиваются вокруг "кота в мешке". Именно с этой проблемой и связан в сознании руководителей первый миф о том, что предмета (объекта) маркетинга в сфере образовательных услуг не существует.

Во-вторых, рынок образовательных услуг сильно монополизирован (в частности, крупными специализированными образовательными учреждениями). Эти организации, как правило, имеют крепкие и успешные бренды, которые практически не требуется продвигать. Зачем, например, проводить мероприятия по привлечению и удержанию клиентов (студентов) МГУ, если это известный на всю страну вуз, в котором мечтает учиться каждый третий абитуриент? Данная ситуация породила миф о том, что в сфере образовательных услуг маркетинг вообще невозможен. Однако сторонники этой позиции почему-то упустили из виду, что образовательные услуги как никакие другие зависят от множества факторов (особенностей целевой аудитории, методик преподавания и др.). Именно поэтому конкуренция и маркетинговый подход к взаимоотношениям производителей и потребителей здесь всегда могут иметь место.

В-третьих, советская эпоха подарила общественности миф о чрезмерной вовлеченности государства в сферу деятельности образовательных учреждений. Однако сейчас органы власти во многом перешли к квалифицированному, объективному ориентированию в рыночном спросе и предложении столь деликатного продукта, как образовательные услуги.

В-четвертых, среди руководителей распространен миф, что маркетинг необходим лишь коммерческим организациям, ориентированным на прибыль, а таковыми могут быть только образовательные учреждения и их подразделения, осуществляющие платные услуги. Между тем в мире хорошо известен некоммерческий маркетинг, чье содержание и инструменты не менее разнообразны, чем у коммерческого. Более того, некоммерческий успех у потребителя, достигнутый только с использованием потенциала маркетинга, укрепляет имидж образовательного учреждения, что, в свою очередь, сказывается на величине государственной поддержки и собственных коммерческих успехах организации.

Несмотря на эти и другие мифы, маркетинг в сфере образовательных услуг все-таки существует. Многие организации уже накопили опыт по продвижению интеллектуального продукта. Мы расскажем об основных маркетинговых приемах и стратегиях, с помощью которых директора-"первопроходцы" эффективно продвигают услуги своих учреждений.

Предмет и аудитория маркетинга

Для эффективной маркетинговой стратегии каждый руководитель образовательной организации должен ответить себе на два вопроса: что продвигает учреждение и кому продвигает. Учебные заведения существенно различаются между собой прежде всего по характеру оказываемых услуг, например, вузы предлагают весь спектр высшего и дополнительного образования, учебные центры при вузах - образовательные услуги по одному или нескольким смежным профилям и т.д. Надо ли говорить, что цели и аудитория этих заведений будут существенно различаться? Особенность маркетинга в сфере образования заключается как раз в том, что здесь не существует единого рецепта продвижения услуг, слишком уж разные у организаций аудитории.

Прежде чем ответить на вопрос "Что продвигать?", образовательное учреждение должно определить свой предмет маркетинга. Для начала нужно отказаться от расхожего мнения, что организация продает интеллектуальный продукт без гарантии. Даже если это определение наиболее точно отражает суть образования, трансляция его на целевую аудиторию к успеху не приведет. Руководитель или маркетолог организации должны представлять ее услуги аудитории как залог материального благополучия людей, признание их компетенции, перспективу их дальнейшего саморазвития.

Как было сказано выше, маркетологи, продвигая идеи, превращают их в бизнес-планы. Примерно такое же превращение должно произойти и с образовательными услугами. Каждый руководитель учебного заведения хорошо знаком с таким понятием, как "образовательные программы". По сути это комплекс услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя. Образовательные программы - это и есть материальное воплощение услуг учебных заведений, то, что потенциальный потребитель может прочитать, изучить и составить свое мнение, то, на чем само учреждение может сделать себе имя и укрепить имидж. Возьмем в качестве примера Президентскую программу MBA. Она появилась сравнительно недавно, но пользуется популярностью у менеджеров высшего и среднего звена в России. Президентская программа - это, безусловно, бренд, определенные компетенции и уровень окончивших ее выпускников.

Существуют и другие примеры использования образовательных программ в качестве основы для продвижения услуг. Так, сеть частных мини-садиков в Екатеринбурге несколько лет назад активно продвигала потребителям программу воспитания детей по методике Марии Монтессори. Сейчас эта сеть - одна из самых популярных в столице Урала. Однако не потому, что на рынке нет программ-аналогов, способных конкурировать с методикой Монтессори, а потому, что собственнику сети садиков удалось "продать" целевой аудитории образ самостоятельного, развитого, умеющего принимать решения ребенка. Но много ли образовательных программ-брендов существует в отечественных вузах, школах, детских садах? Неудивительно, что и у них возникают проблемы с продвижением.

Следующим шагом после определения предмета маркетинга должно стать описание целевой аудитории. При ее выборе важно не столько определить, кто является потребителем, необходимо понять, почему эти люди откликаются на то или иное предложение. В сфере образовательных услуг целевые аудитории определить довольно сложно. К примеру, для муниципальных детских садов это граждане в возрасте от 20 до 40 лет, а вовсе не их малыши. Причем они существенно различаются по уровню своего достатка, образования, социальному статусу, что сильно осложняет работу с целевой аудиторией и продвижение ей услуг. А вот целевая аудитория гимназий и школ не только родители, но и сами дети, значит, работа по продвижению должна идти сразу в двух направлениях. Аудитория вузов еще сложнее: абитуриенты, студенты, выпускники средних профессиональных заведений, работающее население, желающее повысить свой образовательный уровень. Для каждой из этих групп нужна своя программа, свои каналы продвижения.

Кроме того, не стоит забывать о географии целевой аудитории. Незачем открывать детскую спортивную школу в районе, где нет ни одного садика или общеобразовательной школы. Неэффективно продвигать услуги детсада (расклейка объявлений, распространение буклетов) в микрорайоне старой застройки, где нет новых домов и подавляющее большинство населения - пожилые люди. Если в "зоне прописки" детского сада практически не осталось детей, руководитель учреждения должен искать потребителей в смежных районах и убеждать их, что они не зря будут возить своего ребенка в детсад на 15 - 20 минут дольше, чем привыкли.

Каналы продвижения

Четкое понимание предмета маркетинга и его целевой аудитории помогает руководителю учебного заведения ответить на третий и самый главный вопрос: как мы продвигаем свои услуги? Если говорить о каналах продвижения образовательных организаций, самым распространенным из них окажется день открытых дверей. Обычно на таких мероприятиях представители учреждений рассказывают о профиле деятельности, лицензии и аккредитации, которые имеет организация. Реже можно услышать рассказы о дополнительных возможностях (например, действующий договор с иностранным вузом по обмену студентами и, как следствие, возможность стажировки за рубежом). Такой подход как раз и предполагает ту самую продажу "кота в мешке", о которой говорилось выше. Безусловно, потребители должны быть информированы об услугах образовательной организации, однако всю эту информацию можно дать в печатном виде, а ценное личное общение с потенциальными потребителями лучше тратить на эмоциональное продвижение продукта.

Чтобы привлечь потребителей образовательных услуг, необходимо показать отличительные особенности предложения . Лучше всего для этого подходит демонстрация навыков, которые получают в образовательном учреждении его воспитанники, студенты или слушатели. Привлечение выпускников к продвижению услуг очень популярный маркетинговый канал и за рубежом. Практически у каждого среднего специального и высшего учебного заведения есть своя ассоциация выпускников, которая к тому же занимается благотворительностью. В России пиар выпускников не так распространен: им пользуются, пока только перечисляя именитых личностей, которые ранее были учениками или студентами образовательного учреждения. Иногда можно наблюдать и более профессиональные маркетинговые ходы.

Так, одна из музыкальных школ придумала достаточно интересный канал продвижения услуг: ее 14-летние выпускники играли мини-концерты на детских праздниках в нескольких детских садах, находящихся поблизости (то есть имеющих одинаковую с музыкальной школой географию целевой аудитории). Всего лишь за год таких выступлений этот ход увеличил количество желающих поступить в музыкальную школу в два раза. Более того, школа начала зарабатывать на подготовительных классах для детей трех - пяти лет, а также получила возможность приглядеться к своим будущим ученикам и раньше начать развивать в них творческие способности.

Однако перечислить и продемонстрировать потенциальным потребителям достоинства выпускников недостаточно. Образовательное учреждение должно гарантировать, что потребитель будет погружен в ту атмосферу, которая и сделает из него успешного специалиста, повысит его компетенцию. Иными словами, еще одним каналом продвижения образовательного учреждения является его "культурная жизнь", или "корпоративная культура" . Для вуза это могут быть различные мероприятия, например КВН или "Студенческая весна". Если эти мероприятия приобретут статус городских или станут известны на общероссийском уровне, учебная организация получит уникальные возможности продвижения своих услуг. Многие школьники Свердловской, Пермской, Тюменской областей до сих пор мечтают учиться в УПИ только потому, что этот вуз был alma mater знаменитой команды КВН "Уральские пельмени".

Конечно, образовательной организации необходимы и традиционные, всем известные каналы маркетинга - публикации в СМИ, интернет-продвижение, выставки, семинары, презентации. Грамотно выстроенные взаимоотношения со СМИ имеют большое значение, поскольку на полноценную рекламу хватит средств далеко не у каждого образовательного учреждения. Первых лиц садиков, школ, вузов, а также выпускников можно и нужно привлекать к участию в специализированных издательских проектах, телепрограммах, телешоу, посвященных образованию. Следом идет продвижение на специализированных городских интернет-форумах.

Стоит задуматься и над проведением специальных проектов или акций, которые привлекут внимание к вашему учреждению. Это могут быть не только мероприятия, приуроченные к юбилею школы или вуза, но и разовые акции. Так, воспитанники и работники одного из детских садов Самары в День защиты детей прошли по одной из главных улиц города с разноцветными шарами и флагами в сопровождении клоунов, в которых переоделись родители. Событие стало одним из центральных в вечерних выпусках региональных новостей.

Создание информационных поводов для СМИ, конечно, не является маркетинговой целью образовательного учреждения. Гораздо важнее быть в курсе предпочтений и настроений целевой аудитории. Для этого вовсе не обязательно заказывать дорогие исследования. Достаточно разработать анкету, которую потребители услуг организации заполняли бы время от времени. Вопросы в анкете могут быть стандартными: "Какой вы видите цель обучения (вашего или вашего ребенка)?", "Что вам нравится в культурной жизни школы?" и т.д. Подобные опросы позволят руководителю отслеживать изменения спроса и настроений потребителей, что, в свою очередь, даст основу при планировании различных акций и разработке маркетинговой стратегии в целом.

В.И.Шишалова

Эксперт журнала

"Руководитель

бюджетной организации"

Маркетинг образования Ванькина Инна Вячеславовна

Практическое задание 8.

Практическое задание 8.

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Разработайте комплекс мероприятий по продвижению образовательных услуг вашего образовательного учреждения, включающий рекламу, мероприятия по стимулированию продаж, связям с общественностью, прямому маркетингу, разработку фирменного стиля образовательного учреждения, участие в ярмарках и выставках, сотрудничество. Составьте примерный график предполагаемых мероприятий. Отчет представьте в виде таблицы.

Мероприятия по продвижению образовательных услуг образовательного учреждения

Из книги Маркетинг образования [фрагмент] автора Ванькина Инна Вячеславовна

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

Практическое задание 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Из книги Самое главное в PR автора Олт Филип Г.

Практическое задание 1. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ1. Проведите анализ рынка образовательных услуг в вашем регионе, городе или административном районе. Выбор объекта исследования определите по согласованию с преподавателем.2. Исходными данными для проведения

Из книги автора

Практическое задание 3. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ1. Проработайте теоретическую часть и определите для вашего учебного заведения критерии качества образования. Результат представьте в табличной форме, основываясь на методике государственной аккредитации

Из книги автора

Практическое задание 4. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГАИзучите материал главы 3 и разработайте для вашего образовательного учреждения систему маркетинга по форме таблицы. В этой форме покажите знание теории и практическую реализацию основ маркетинга в вашей организации. Объем

Из книги автора

Практическое задание 5. КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА МВАСделайте диагностический анализ вашей программы МВА (если нет, то любой другой программы дополнительного профессионального образования), используя схему комплекса маркетинга по программе МВА. Для этого цветными

Из книги автора

Практическое задание 6. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕИзучите материал главы 4 и проведите маркетинговое исследование услуг вашего образовательного учреждения по форме таблицы. В этой форме покажите знание теории и практическую реализацию маркетинговых исследований в

Из книги автора

Практическое задание 7. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДАЗадание 1. Для вашего образовательного учреждения постройте матрицу STEP–анализа внешней среды для трех возможных сценариев развития по форме табл. 5.5. Объем задания – 2 страницы компьютерного текста.Задание 2. Проведите

Из книги автора

Из книги автора

Практическое задание 9. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙИзучив опыт исследования поведения потребителей программы МВА, используя анкету «Мнение слушателя», постройте профиль выпускника вашего вуза. 2–3 стр.