Основные цели международного сотрудничества в сфере образования. Высшее образование в россии
1. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется в следующих целях:
1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;
2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;
3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.
2. Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности по следующим направлениям:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
Под «Северными странами» понимаются страны, известные в мировой науке под термином «the Nordic states»: Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция. В российской правовой доктрине данные страны принято называть североевропейскими. Наш научный интерес к данному региону обусловлен тем, что, по оценкам ученых, именно Северные страны наилучшим образом обеспечивают условия развития и возобновления человеческого капитала. Так, Н. М. Антюшина, рассматривая шведскую модель как разновидность североевропейской модели, отмечает, что эта модель «обеспечивает развитие «человеческого капитала» при помощи общего и специального образования, медицинского обслуживания, сохранения универсальной системы социального обеспечения, которое распространяется на все трудные жизненные ситуации». Северные страны имеют определенные преимущества по качеству человеческого капитала, что чрезвычайно важно в экономике наукоемких технологий. Основную роль в этом процессе играет система социальных гарантий и система образования.
В этой связи для России представляет интерес сотрудничество с Северными странами в сфере образования с целью развития российской системы образования и человеческого капитала России в целом, т.к. главный ресурс России не нефть и газ, а люди.
Анализ имеющихся договоров в сфере образования показал следующее. Можно выделить три вида межгосударственных соглашений, в которых имеются нормы, регулирующие отношения в сфере образования между договаривающимися государствами:
- Об избежании двойного налогообложения.
- О сотрудничестве.
- О правовой помощи.
Первый вид договора - об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество - заключен со всеми исследуемыми странами. Указанные соглашения были заключены в период с 1993 г. по 1999 г. (Швеция - 1993 г., Финляндия, Норвегия, Дания - 1996 г., Исландия - 1999 г.). В целом Российской Федерацией заключено 82 договора об избежании двойного налогообложения. Данные договоры имеют отношение и к сотрудничеству государств в сфере образования. Во-первых, согласно указанным договорам независимые образовательные и преподавательские услуги облагаются налогом только в государстве, резидентом которого является гражданин, оказывающий эти услуги, за исключением случаев, когда лицо, оказывающее услуги, имеет в другом договаривающемся государстве постоянную базу, регулярно используемую им для целей осуществления деятельности по оказанию услуг. Во-вторых, не облагаются налогом выплаты на содержание студентов, если эти выплаты поступили из другого договаривающегося государства, а также не облагаются налогом выплаты, получаемые студентом за услуги, оказанные в порядке прохождения практики. Указанные нормы позволяют избежать двойного налогообложения для лиц, оказывающих образовательные и преподавательские услуги за пределами страны своего гражданства. Также данные договоры позволяют сохранить социальные гарантии студентам и избежать возложения на них дополнительного налогового бремени. Договоры об избежании двойного налогообложения были заключены еще СССР с Финляндией, Норвегией, Данией и Швецией, согласно данным договорам не облагалась налогом стипендия студентов, в настоящее время договоры СССР об избежании двойного налогообложения утратили силу и действуют договоры Российской Федерации.
Второй вид договора - о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам - заключен Российской Федерацией только с Финляндией из числа исследуемых стран. Согласно данному договору документы об образовании предоставляются государствами друг другу без перевода и бесплатно. С другими Северными странами договоры о правовой помощи в сфере гражданских и семейных прав на сегодняшний день не заключены. В этой связи следует отметить, что необходимо осуществлять взаимодействие со всеми странами североевропейского региона по заключению договоров о правовой помощи с целью обеспечения субъективных прав граждан. В целом Российской Федерацией заключено 50 договоров о правовой помощи с различными странами.
Два первых вида рассмотренных нами договоров касались непосредственно обеспечения конкретных прав граждан. Третий вид договоров - о сотрудничестве - касается в целом создания благоприятной обстановки для граждан в сфере образования в рамках сотрудничества государств, однако не содержит норм, нацеленных на реализацию какого-либо конкретного права гражданина. Такое соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности заключено между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики. Согласно данному соглашению стороны обязуются «развивать взаимное сотрудничество в области... образования», «сотрудничество будет осуществляться между университетами обеих стран, их высшими и другими учебными заведениями». Из вышесказанного следует, что осуществление сотрудничества возможно не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных учебных заведений. Однако контроль за выполнением данного соглашения, наблюдение за претворением в жизнь положений соглашения возлагается на смешанную рабочую группу, состоящую из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Заключая данное соглашение стороны ставят цель «укреплять и далее развивать дружественные отношения и взаимодействие между своими странами в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности, придавая особое значение непосредственным контактам между людьми, свободному перемещению идей и ознакомлению с достижениями культуры и науки друг друга».
Обобщая анализ указанных двусторонних соглашений в сфере образования между Россией и Северными странами, можно отметить, что наибольшая интеграция наблюдается у России с Финляндией, выраженная в намерении формировать двусторонние связи в качестве партнеров, поддерживая культуру, язык и образование друг друга. С другими Северными странами: Данией, Швецией, Норвегией, Исландией на межгосударственном уровне имеются только договоры об избежании двойного налогообложения. Мы полагаем, что есть существенное поле для развития отношений России с Северными странами.
Следует отметить, что интеграция в современных условиях проходит скорее путем многосторонних соглашений, к которым присоединяется большое количество государств, нежели путем двусторонних соглашений. Так, Болонская декларация, в которую входит и Россия, дала значительно больше ориентиров в плане формирования единой зоны европейского образования и в большей степени повлияла на образовательную политику России, чем отдельные двусторонние соглашения. В настоящее время набирают силу проекты изучения Севера и Арктики, и в этом плане имеется почва для развития отношений России с Северными станами. Мы полагаем, что опыт сотрудничества с Финляндией, а также опыт международного регионального сотрудничества необходимо распространить и на отношения России с Северными странами.
Федеральный закон - Об образовании в Российской Федерации
Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
1. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется в следующих целях:
1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;
2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;
3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.
2. Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности по следующим направлениям:
1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;
2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;
3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;
4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;
5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.