Вопросы охраны труда в трудовом кодексе рф. Вопросы охраны труда в конституции рф, в трудовом кодексе. Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации

13.01.2024 Вопросы

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию.

Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: Требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест , которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны Требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спец-одежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи.

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

    контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях; проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.

Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права:

    беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию; проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государ-ственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.

Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 № 290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 № 1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации».

Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежней ее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) по инициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание на то, что прежнее положение признано утратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»). Взамен этого документа принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельно решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).

В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственной экспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Она аналогично регулировалась: 1. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12. 2. Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 № 10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной была признана работа со стеклом, алмазами, фарфором и работа по строительству метрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, нефтяная и газовая промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список не раз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлением новой техники и технологий. Например, позже в него вошли работы с кино - и фотопленкой, синтетическими красителями, химическими реактивами, медикаментами, витаминами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание на то, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современном техническом уровне производства и организации труда устранить практически невозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа, в химической промышленности и. т. д.).

Согласно ст. 226 ТК РФ увеличился процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве определяется ст. 227–231 ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель более четко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1

Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 24 июля 2002 г. N 97-ФЗ, от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 27 апреля 2004 г. N 32-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 201-ФЗ, от 09 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ, от 01 октября 2007 г. N 224-ФЗ, от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. N 309-ФЗ, от 28 февраля 2008 г. N 13-ФЗ, от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ, от 07 мая 2009 г. N 80-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 167-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ, от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ, от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ, от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ, от 17 июня 2011 г. N 146-ФЗ, от 01 июля 2011 г. N 169-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ, от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ, от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ, от 07 ноября 2011 г. N 303-ФЗ, от 07 ноября 2011 г. N 305-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ, от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ, от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ, от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ, от 07 декабря 2011 г. N 417-ФЗ, от 29 февраля 2012 г. N 16-ФЗ, от 01 апреля 2012 г. N 27-ФЗ, от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ, от 28 июля 2012 г. N 136-ФЗ, от 12 ноября 2012 г. N 188-ФЗ, от 03 декабря 2012 г. N 231-ФЗ, от 03 декабря 2012 г. N 234-ФЗ, от 03 декабря 2012 г. N 236-ФЗ, от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ, от 05 апреля 2013 г. N 58-ФЗ, от 05 апреля 2013 г. N 60-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 95-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 99-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 102-ФЗ, от 07 июня 2013 г. N 108-ФЗ, от 07 июня 2013 г. N 125-ФЗ, от 02 июля 2013 г. N 157-ФЗ, от 02 июля 2013 г. N 162-ФЗ, от 02 июля 2013 г. N 185-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 204-ФЗ, от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ, от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, от 02 апреля 2014 г. N 50-ФЗ, от 02 апреля 2014 г. N 55-ФЗ, от 02 апреля 2014 г. N 56-ФЗ, от 05 мая 2014 г. N 116-ФЗ, от 28 июня 2014 г. N 199-ФЗ, от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ, от 04 ноября 2014 г. N 333-ФЗ, от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ, от 01 декабря 2014 г. N 409-ФЗ, от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ, от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ, от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ, от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ, от 06 апреля 2015 г. N 82-ФЗ, от 08 июня 2015 г. N 152-ФЗ, от 29 июня 2015 г. N 200-ФЗ, от 29 июня 2015 г. N 201-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ, от 13 июля 2015 г. N 242-ФЗ, от 05 октября 2015 г. N 285-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 213-О, от 03 ноября 2009 г. N 1369-О-П, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П, Федеральными законами от 04 июня 2014 г. N 145-ФЗ, от 02 мая 2015 г. N 122-ФЗ)

1.2. Вторым ключевым признаком понятия "охрана труда" является связь с трудовой деятельностью. Это значит, что достижение целей сохранения жизни и здоровья работников осуществляется в рамках их трудовой деятельности и не распространяется на школьников, студентов (за исключением производственной практики), воспитанников дошкольных учреждений, а также бытовые ситуации. На практике в системе образования зачастую проводят инструктажи по охране труда школьников, что в корне неверно, к данному процессу правильнее применить понятие "инструктаж по мерам безопасности". В связи с этим представляется необходимым обратить внимание на применение в повседневной практике рудиментарного понятия "техника безопасности", которое используется не только обычными гражданами, но и должностными лицами, подменяя термин "охрана труда". Термин "техника безопасности" не имеет правового смысла и, как следствие, не должен применяться, в том числе в локальных актах.

1.3. Достижение целей сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности осуществляется путем реализации набора мероприятий.

К правовым мероприятиям относятся: разработка законов и подзаконных актов, определение ответственности за их несоблюдение. В охране труда применяются все виды ответственности, предусмотренные российским законодательством: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая (возмещение морального вреда) и уголовная.

К социально-экономическим мероприятиям относятся процедуры установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, а также социального обеспечения пострадавших на производстве и получивших профессиональные заболевания. Последнее осуществляется в соответствии с "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде выплаты пособия по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат, оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавших. Указанным законом также предусмотрены меры экономического стимулирования работодателей к соблюдению требований охраны труда в виде скидок (надбавок) по обязательным перечислениям по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и частичного финансирования предупредительных мероприятий за счет средств Фонда социального страхования РФ. В соответствием с установленным порядком финансирования предупредительных мероприятий до 20% от годовых перечислений организации можно направить на реализацию таких мероприятий, как приобретение средств защиты, обучение отдельных категорий по охране труда, проведение обязательных медосмотров и специальной оценки условий труда, приобретение аптечек, алкотестеров и тахографов. Вектор изменения законодательства о страховании от несчастных случаев на производстве направлен на повышение доли затрат Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мероприятий, планируется увеличить объем финансирования с 20% до 30%.

Социально востребованным на сегодня остается инструмент предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда. К данным гарантиям следует отнести предоставление льготных пенсий, повышения оплаты труда, сокращения продолжительности рабочей недели и предоставления дополнительных дней отпуска. В основном, данные гарантии регламентируются РФ с применением подзаконных актов советского периода, предоставление льготных пенсий регулируется пенсионным законодательством.

Принятие "О специальной оценке условий труда" кардинально изменило концепцию предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. В данном случае прослеживается тенденция изменения законодательства в сторону сокращения объема предоставляемых гарантий и компенсаций. Определение вредных и (или) опасных условий труда для указанных целей основывается на статьях РФ и результатах оценки условий труда и предполагает исключение из нормирования списков, принятых в советское время.

К организационно-техническим мероприятиям относятся разработка технологических процессов с учетом требований безопасного производства работ, издание распорядительных актов в виде стандартов предприятий, положений, нарядов-допусков, назначение соответствующих должностных лиц в качестве руководителей работ, наблюдающих, допускающих, ответственных за охрану труда. Оборудование систем сигнализации и оповещения, блокировок, элементов аварийной остановки, ограждений и защитных кожухов обеспечивает техническую сторону безопасности.

К санитарно-гигиеническим мероприятиям следует отнести вопросы организации медицинских осмотров, проведения производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, оборудование санузлов и душевых комнат, создание условий труда, соответствующих санитарным нормам, проведение санитарно-гигиенического обучения, обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами.

Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, молоком и равноценными продуктами, проведение медицинских осмотров составляют лечебно-профилактические мероприятия.

К реабилитационным относятся такие мероприятия, как приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий, посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшими санаторно-курортное лечение пострадавших, изготовление и ремонт протезов, обеспечение техническими средствами реабилитации, обеспечение транспортными средствами, профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования, проезд пострадавших к месту лечения и обратно, лечение пострадавших непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Для лиц, получивших тяжелые травмы на производстве, законом предусмотрены мероприятия ранней реабилитации в виде оплаты хирургического лечения по показаниям медработников за счет сред Фонда социального страхования РФ. На данный момент Фондом социального страхования РФ в ряде субъектов РФ запущены пилотные проекты по содействию в трудоустройстве инвалидов, получивших тяжелые травмы на производстве, с привлечением органов государственной власти, служб занятости, объединений работодателей и профессиональных союзов.

2. Вторым понятием, раскрываемым в , являются "условия труда", под которыми понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Следуя определению, условия труда - это набор, комплекс факторов, воздействующих на человека. При этом в ряде источников, имеющих непосредственное отношение к нормативному регулированию, под условиями труда понимают класс условий труда, хотя класс условий труда является производной, характеризующей количественное, а не качественное содержание вредных факторов на рабочем месте.

Факторы производственной среды делятся на физические (шум, вибрация, микроклимат, освещенность, электромагнитные поля и др.), химические (химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа), биологические (микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний).

К факторам трудового процесса относят тяжесть трудового процесса (характеристика физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника) и напряженность трудового процесса (характеристика сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).

К сожалению, из числа факторов, идентифицируемых во время специальной оценки условий труда, исключены микроклимат на открытом воздухе и в производственных помещениях, естественное освещение, пульсация освещенности, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые существенно влияют на состояние здоровья и производительность работников.

Исключение оценки микроклимата на открытом воздухе искажает характеристику условий труда работников организаций социально значимых видов экономической деятельности (строительство, транспорт, энергетика, связь).

Исключение из оценки микроклимата в закрытых помещениях при отсутствии технологических источников нагрева или охлаждения скрывает проблемы в обеспечении нормальных условий труда в теплые периоды (люди жалуются на тепловые удары и перегрев), а длительное воздействие холодной температуры влечет развитие респираторных заболеваний, бесплодие.

Исключение из оценки естественного освещения искажает характеристику условий труда продавцов, операторов и консультантов в крупных торговых центрах, работников, занятых на подземных работах, в складских помещениях. Научно доказано, что отсутствие естественного света нарушает биохимические процессы, влияет на психоэмоциональное состояние работников, провоцирует стрессовые ситуации и, как следствие, обострение заболеваний и гибель людей.

Упрощение оценки напряженности трудового процесса за счет исключения показателей эмоциональных и интеллектуальных нагрузок создало противоречия в действующем законодательстве. Это отразилось на характеристике труда социально значимых сфер - образования и здравоохранения, испытывающих потребность в достаточном количестве квалифицированного персонала. Данная проблема затронула также руководителей производственных подразделений, несущих уголовную и административную ответственность за причинения вреда жизни и здоровью подчиненного персонала, хотя по действующей системе оценки их условия труда считаются нормальными и бесстрессовыми. Количество случаев смерти на производстве, основной причиной которых является производственный стресс, сравнимо, а порой выше производственного травматизма, повлекшего смерть работников.

3. Понятие "условия труда" неразрывно взаимосвязано с двумя другими понятиями: "вредный производственный фактор" и "опасный производственный фактор". Данные понятия являются составляющей условий труда и характеризуют негативные последствия для жизни и здоровья, которые могут наступить в результате производственной деятельности.

3.1. Учитывая, что воздействие на работника вредного производственного фактора может привести к его заболеванию, можно сделать вывод, что практически под вредными факторами понимается санитарно-гигиеническая составляющая условий труда. Условиями для возникновения юридически признаваемого профессионального заболевания служат три обстоятельства - совпадение диагноза с заболеванием, попадающим в перечень профессиональных заболеваний, контакт с вредным фактором, вызывающим данное заболевание и наличие превышений уровней и концентраций данного фактора относительно предельно допустимых. Выделяются острые и хронические профессиональные заболевания. В случае значительного превышения концентрации либо уровня вредного фактора в рабочей зоне у человека может возникнуть резкое ухудшение здоровья (отравление) либо смерть. В случае хронического заболевания устойчивое отклонение состояния здоровья от нормального обусловлено длительностью воздействия вредного фактора (16-23 года). Превышение концентрации либо уровня воздействия вредного фактора является связующим элементом между понятиями "вредный фактор" и "вредные условия труда", при этом следует заметить, что не в каждом случае наличие вредного фактора создает вредные условия труда. В повседневной жизни нас постоянно окружают вредные факторы: фенолы и формальдегиды в мебели и строительных материалах, высокая либо низкая температура воздуха, отсутствие естественного света, электромагнитные поля от электросетей и бытовых приборов, шум, бытовая химия. Аналогичная ситуация складывается в трудовой сфере, правда при этом возрастает не только вероятность воздействия вредных факторов, но и вероятность повышения уровней воздействия данных факторов.

Невозможно быть изолированным от воздействия вредных факторов, при этом следует понимать, что человеческий организм может терпеть воздействие данных факторов до определенного предела, при превышении которого физиологически нарушаются процессы нормальной жизнедеятельности, формируется стойкое отклонение здоровья от нормы, провоцирующее развитие заболевания.

3.2. Вторая негативная составляющая - опасный производственный фактор, создающий предпосылки к возникновению травмы. Перечень опасных производственных факторов большой, при этом необходимо понимать, что не только воздействие технологического оборудования может привести к травме, ее могут вызвать и иные обстоятельства, такие как воздействие животных и третьих лиц. Основные опасные факторы можно охарактеризовать, обратившись к классификатору причин несчастных случаев и видов происшествий согласно формам отчетности, утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 21 февраля 2005 г. N 21. Данный классификатор показывает, что производственный травматизм обусловлен воздействием движущихся и разлетающихся предметов, падением работников не только с высоты, но и на скользкой поверхности, обрушением и обвалами предметов, воздействием электрического тока, укусами животных и насекомых, воздействием дыма и огня и многим другим.

4. Отсутствие вредных (опасных) производственных факторов или их низкий уровень (концентрация) создают безопасные условия труда, т.е. такие условия, при которых невозможно получить профессиональное либо профессионально обусловленное заболевание или травму. Опираясь на определение безопасных условий труда, можно заметить, что законодатель при корректировке ТК РФ в связи с принятием "О специальной оценке условий труда" невнимательно подошел к редактированию содержания в части отмены предоставления гарантий и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда. Основанием отмены гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является создание безопасных условий труда, т.е. тех условий, на которых нет не только вредных, но и опасных факторов. При этом подтверждением данных условий является по данной норме только специальная оценка условий труда. В этом и заключается противоречие, так как процедура специальной оценки условий труда не предусматривает оценку опасных (травмирующих) факторов. В связи с упущениями в применении понятийного аппарата работники имеют возможность претендовать на предоставление гарантий за работу в опасных условиях труда в связи с наличием на рабочем месте травмирующих (опасных) факторов, при которых условия труда нельзя назвать безопасными. Обоснованием данной позиции может служить анализ производственного травматизма на аналогичных рабочих местах, содержание правил и инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

5. Важным понятием, связанным с процедурой оценки условий труда, является понятие "рабочее место". Следует отметить, что формулировка данного понятия послужила поводом для научных исследований и дискуссий на предмет его соответствия сложившейся практике. Несмотря на изначально не соответствующее реальным жизненным ситуациям определение рабочего места, оно еще более стало размываться при введении в практику трудовых отношений термина "дистанционный работник". Основным признаком рабочего места, следуя определению, является географическая связь выполнения трудовой функции с наличием контроля работодателя. Однако на рабочих местах социальных работников, участковых врачей, работников жилищно-коммунальной сферы отсутствует даже косвенный контроль работодателя за местами выполнения поручаемой работы, так как работодатель не имеет права доступа в данные географические точки - квартиры заказчиков. В то же время в этих местах работником выполняются трудовые обязанности, следовательно, эти места также являются рабочим местом, что не вписывается в понятие рабочего места, существующее на сегодня. Для приведения данной нормы в соответствие с реальными общественными отношениями законодателю следует провести существенную доработку определения рабочего места либо ввести понятие "стационарное рабочее место" и "нестационарное рабочее место".

Практика показывает, что при проведении процедуры аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда даже специализированные организации допускают ошибки в определении рабочих мест, что в дальнейшем искажает класс условий труда.

Пример: так, неправильное определение рабочих мест при проведении аттестации рабочих мест в ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" побудило к обращению в суд Свердловское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация Профсоюзов Свердловской области" (далее - ФПСО). ФПСО обратилась в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в защиту прав работников о признании незаконными и отмене оспариваемых карт аттестации рабочих мест, на которых оценка условий была проведена с нарушениями трудового законодательства. ЗАО "Клинский институт охраны и условий труда", как организация, участвовавшая в аттестации рабочих мест, был привлечен к рассмотрению дела в суде в качестве третьего лица и занимал позицию ответчика.

В судебных актах первой и апелляционной инстанций указывалось, что при проведении аттестации рабочих мест в 2013 году результаты измерений уровня шума и тяжести труда производились ЗАО "Клинский институт охраны и условий труда" относительно каждого оборудования в отдельности и отражены по одному рабочему месту в двух картах аттестации, без учета того, что рабочее место работника одно - производственный отдел, в котором расположено все оборудование. В должностной инструкции работника между тем была установлена его обязанность эксплуатировать не только то оборудование, относительно которого была проведена аттестация рабочих мест, но и другое оборудование (всего 13 наименований оборудования). Исходя из этого и в соответствии с понятием рабочего места как совокупности всех мест присутствия работника, на которых он должен исполнять трудовые обязанности, оценке должно было подвергаться все эксплуатируемое работником оборудование с отражением результатов в одной карте аттестации рабочего места, а не в двух картах, как это было фактически сделано.

Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 16 октября 2014 г. результаты аттестации рабочих мест, оформленные без учета требований ТК РФ, были признаны незаконными и отменены (см. подробнее определение Свердловского областного суда от 13 февраля 2015 г. N 33-1509/2015).

6. Наличие вредных и опасных производственных факторов требует внедрения защитных мероприятий. Одним из таких мероприятий является применение средств защиты. Для этого законодатель вводит понятие "средства индивидуальной и коллективной защиты". Из самого понятия следует разделение средств защиты на индивидуальные - выдаваемые и используемые лично работником, а также средства защиты, обеспечивающие коллективную защиту работников в масштабе цеха, участка, отдела в виде систем вентиляции, фильтрации, кондиционирования. Следует отметить, что средства защиты предназначены для защиты не только от вредных и (или) опасных производственных факторов, но и от загрязнений. На практике мы можем заметить, что большинству работников сферы торговли и обслуживания средства защиты выдаются именно для этой цели. Система защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов построена по принципу "от общего к частному". Это обусловлено тем, что в силу экономической нецелесообразности, а порой и технической невозможности коллективные средства защиты не обеспечивают полной нейтрализации вредных и (или) опасных производственных факторов, что влечет необходимость создания дополнительного барьера за счет применения средств индивидуальной защиты. В то же время следует отметить, что коллективные средства защиты оптимизируют трудовую деятельность, в отличие от средств индивидуальной защиты. Чрезмерное увлечение средствами индивидуальной защиты отягощает производственный процесс, снижает производительность труда, это подтверждается фактами осознанного отказа работников от применения средств защиты. Дополнительная нагрузка на дыхательную систему, дискомфорт от применения наушников, очков и масок провоцирует работников на отказ от применения средств защиты, невзирая на угрозу негативного воздействия вредных факторов на организм. Классификация средств индивидуальной защиты дана в "Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация", введенном в действие постановлением Госстандарта от 27 октября 1989 г. N 3222. Подробнее вопрос обеспечения средствами индивидуальной защиты рассмотрен в

Определение понятия «охрана труда»

Основные понятия охраны труда законодательно определены в ст. 209 ТК РФ. Так, собственно охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Она включает в себя комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий. Соответствующий раздел ТК РФ подробно рассматривает основные права работников (на безопасный труд, отдых), гарантии возмещения вреда, возникшего при выполнении своих должностных обязанностей, и др.

Цели работодателя в области охраны труда

Цели работодателя должны быть четко обозначены в соответствующем разделе положения о СУОТ (системе управления охраной труда), принятом на предприятии, и соотноситься с политикой по охране труда (типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н). Количество целей и их формулировки зависят от специфики деятельности организации, но они должны быть измеримы и поддаваться оценке.

Самыми распространенными целями работодателей в области охраны труда являются:

  1. Соблюдение прав работников в соответствии с действующим законодательством.
  2. Снижение уровня травматизма (в основном для производственных предприятий) и обусловленных профессией заболеваний.
  3. Сохранение и восстановление здоровья работников.
  4. Оптимизация материальных затрат, направляемых на обеспечение безопасности труда и т. п.

ВАЖНО! По состоянию на конец 2017 года нормативно-правовой акт, регламентирующий сроки создания предприятием положения о СУОТ, отсутствует, хотя на практике сотрудники трудовой инспекции проверяют, есть ли в наличии данный документ. При этом его отсутствие наказывается штрафом (до 5000 руб. — для руководителя, до 80 000 руб. для организации; эти суммы могут увеличиться до 40 000 руб. для должностного лица и 200 000 руб. для юридического лица в случае, если нарушение не устранено к моменту повторной проверки) или приостановкой деятельности организации. Данные санкции обозначены в ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Не знаете свои права?

Общие требования охраны труда

Права и обязанности сотрудника и работодателя, касающиеся охраны труда, техники безопасности и гигиены регламентируются рядом документов:

  • правилами охраны труда;
  • отраслевыми и межотраслевыми инструкциями и стандартами;
  • СанПиНами;
  • коллективными договорами;
  • главой 34 ТК РФ идр.

Каждый работодатель несет административную и уголовную ответственность за несоблюдение требований по охране труда. Нередки ситуации, когда на предприятиях (чаще всего функционирующих в сфере оказания услуг и относящихся к малым) они игнорируются. Однако, хотя вопросы охраны труда имеют большее значение для крупных производственных организаций, их необходимо соблюдать на любом предприятии.

К общим требованиям относятся:

  • обеспечение безопасности сотрудников при выполнении ими своих должностных обязанностей и исключение возможности аварийных ситуаций;
  • соблюдение режима труда и отдыха сотрудников;
  • выдача за счет средств работодателя специальной одежды;
  • инструктирование по вопросам охраны труда не только при приеме на работу, но и с определенной внутренней документацией периодичностью, а также периодическая проверка знаний;
  • недопущение к работе сотрудников, не прошедших инструктирование по безопасности и осмотр у врача (применяется для определенных профессий);
  • организация медицинского страхования обязательного характера от возможных несчастных случаев и профессиональных заболеваний и др.

На каждом предприятии должны быть разработаны свои требования по охране труда с учетом индивидуальных особенностей. Задача руководства — ознакомить с ними каждого сотрудника под подпись.

Основные задачи охраны труда

Чтобы все необходимые требования по охране труда выполнялись, ст. 217 ТК РФ установлено следующее:

  1. Если численность сотрудников превышает 50 человек и деятельность компании является производственной, то руководство организует службу или нанимает специалиста (инженера) по охране труда.
  2. Если сотрудников меньше, чем 50, его функции выполняет руководитель, сам ИП или сторонний сотрудник.

К основным задачам охраны труда относятся:

  • инструктирование и обучение сотрудников по вопросам безопасности;
  • контроль за выполнением сотрудниками требований по охране труда;
  • выдача средств защиты индивидуального характера (при необходимости);
  • мониторинг режимов труда и отдыха с целью достижения их оптимального соотношения;
  • предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью сотрудников (контроль оборудования и процессов производства), и др.

Задачи могут дополняться исходя из индивидуальных особенностей предприятия, но основная задача в любом случае неизменна — исключение или, по крайней мере, минимизация производственного травматизма. Соблюдение требований по охране труда является залогом того, что жизнь и здоровье работников предприятия не будут подвергаться угрозам в ходе их профессиональной деятельности. Также это помогает руководству предприятия успешно проходить проверки, проводимые трудовой инспекцией.

Новая редакция Ст. 212 ТК РФ

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Статье 212 ТК РФ

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлены в комментируемой статье. Перечень этот исчерпывающий. Итак, работодатель обязан:

Обеспечить безопасные условия труда сотрудников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также использовать в производстве безопасные инструменты, сырье и материалы;

Применять сертифицированные средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы. Их сертификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 34 "Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты". То есть при покупке средств защиты работодатель должен проверить наличие знака соответствия и ознакомиться с сопроводительной документацией, подтверждающих, что данная продукция сертифицирована. Согласно пункту 6 Правил приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается;

Обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

Установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Покупать за свой счет и выдавать сертифицированную спецодежду сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работодатель может взять средства спецзащиты и во временное пользование;

Обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

Не допускать к работе лиц, которые не прошли в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29;

Организовать контроль над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

В предусмотренных законом случаях проводить обязательные, предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности), а также внеочередные медицинские осмотры. А также обязательные психиатрические освидетельствования работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. На время осмотров и освидетельствований с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (). Кроме того, не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Поэтому при заключении трудового договора новый сотрудник должен быть под расписку ознакомлен с Правилами и нормами выдачи средств индивидуальной защиты, с положениями коллективного договора или соглашения, касающимися их использования, а также с локальным нормативным актом;

Предоставлять чиновникам Роструда и других ведомств, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, беспрепятственный допуск в целях проведения проверок условий и охраны труда;

Принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;

Обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

Беспрепятственно допускать должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов ФСС России, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки;

Обязательно застраховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Ознакомить работников с требованиями охраны труда. Если эта обязанность им соблюдена (у работодателя должны быть подтверждающие это документы), но в результате нарушения данных требований работником наступили тяжкие последствия либо возникла реальная угроза их наступления, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с этим работником по ;

Разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов;

Наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. , и др.).

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в . К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу за информацией по вопросам применения отдельных положений , в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) ( , ).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору ().

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ().

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела " " Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования , к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. ().

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н " "). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. " ".

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право "

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда ().

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом ();
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. утверждены (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена , постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – .
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " ");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) ( , ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда ( , );
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. );
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными ().
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве ().
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение в соответствии с действующим законодательством (). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП ( (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. проведения спецоценки условий труда утверждена . По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( , ). Так, согласно спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете ().

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " "). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб ().

РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы , согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ "

  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " "
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда "