Газовая заправка как бизнес. Как начать бизнес АЗС: написание бизнес-плана, расчет инвестиций, подбор персонала, регистрация, формирование начального капитала, финансовый и инвестиционный план Оценка рисков создания азс бизнес план

18.05.2022 Недвижимость

В условиях современной экономической обстановки, когда для большого круга людей цены на бензин становятся непомерно высокими, а экологическая ситуация в крупных городах оставляет желать лучшего, все более и более актуальным становится такой вид альтернативного топлива, как пропан-бутан. Данный бизнес-план АГЗС поможет составить собственное представление о данном бизнесе и начать его с нуля. Пример укажет на основные тонкости и сложности при открытии.

Обоснование бизнес-плана

Планируется организовать данный бизнес в среднем или крупном городе с населением более 200 тысяч человек. На данный момент в текущем регионе работают две АГЗС федерального бренда и пять заправочных станций региональных компаний. Насыщенность рынка предложения данного вида топлива можно оценить как среднюю. Перечислим основные требования, предъявляемые потенциальными клиентами:

  • Качество топлива.
  • Соответствие стоимости топлива рыночной.
  • Удобное расположение и подъезд.
  • Возможность работы с организациями по безналичному расчету.

Для обеспечения устойчивого положения на рынке необходимо, в первую очередь, установить информационные табло с ценой на газ и его наименованием. Также достаточно эффективным будет размещение наружной рекламы на дорогах с большим количеством проезжающих автомобилей со схемой проезда и другой информацией о новой АГЗС. Работа с корпоративными клиентами будет тоже актуальной частью наработки базы постоянных клиентов. Далее рассмотрим риски, которые могут возникнуть в нашем бизнес-плане:

  • Перебои с поставками топлива.
  • Низкая прибыль или плохой спрос, связанные с ценообразованием.
  • Малые объемы продаж.

Чтобы нивелировать первый риск, необходимо заключить договоры с несколькими поставщиками, снабжающими газом АГЗС. Для преодоления второй трудности необходимо с достаточной периодичностью проводить мониторинг цен на газ у конкурентов и, анализируя спрос и полученную информацию, проводить оптимальную политику ценообразования. Для решения третьей проблемы нужно проводить рекламные акции для привлечения новых клиентов, продумать систему скидок для постоянных клиентов и заключать договоры с организациями, имеющими в своем автопарке автомобили, использующие в виде топлива сжиженный газ.

Оформление

В данном случае планируется привлечь средства инвестора в размере 70%, на оставшиеся 30% использовать собственные средства.

Поскольку в нашем случае планируется работа как с физическими лицами, так и с юридическими, формой собственности выбирается ООО.

Оптимальной системой налогообложения в данном случае является УСН 15%, поскольку большая часть расходов приходится на закупку топлива, заработную плату и электроснабжение.

Для работы организации выбирается основной ОКВЭД 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Для получения лицензии и разрешений в различных проверяющих организациях, а также обучения персонала планируется воспользоваться услугами специализированной организации, стоимость данных услуг составит 1 000 000 рублей.

Поиск персонала

Для полноценной работы АГЗС потребуются три оператора и три заправщика, график работы сменный. Перед началом работы сотрудники должны пройти обучение и получить подтверждающие документы. Также потребуется бухгалтер, работающий по совместительству, и директор.

Аренда помещения

Планируется арендовать площадь рядом с АЗС с удобным подъездом для автомобилей. В данном случае аренда дополнительных площадей под офис не планируется. К арендуемому участку земли предъявляются следующие требования:

  • Асфальтированный подъезд и сама площадка.
  • Трехфазное электроснабжение.
  • Возможность установки емкости для хранения газа и павильона.
  • Возможность установки информационного табло с подсветкой на въезде.

Общая площадь составляет 100 кв. м.

Средняя стоимость аренды – 20 000 рублей. Предполагается внести предоплату арендной платы на три месяца вперед.

Для начала работы газовой заправки необходимо будет установить павильон кассира-оператора и емкость с распределительной колонкой на два рукава. Также потребуется пуско-наладка оборудования. Для выполнения вышеуказанных работ планируется обратиться в организацию, занимающуюся продажей и установкой оборудования для АГЗС «под ключ».

Итого, при запуске понадобится 1 713 000 рублей.

Продвижение бизнеса

Планируется продвижение бизнеса по двум направлениям: онлайн и офлайн.

Офлайновым видом продвижения данного бизнеса является наружная реклама.

Необходимо разместить баннеры на основных дорогах и трассах города, указать схему проезда и разместить информацию о скидках и специальных предложениях. Также необходимо разослать коммерческие предложения в организации, имеющие автопарк с техникой, оборудованной ГБО.

Для онлайн-продвижения под B2B-сектор планируется создать лендинг. Для его продвижения используются следующие инструменты: SEO, таргетинг и контекстная реклама.

В общей сумме, за первые три месяца планируется потратить на рекламу 150 тысяч рублей. По истечении данного срока ежемесячные затраты будут составлять 20 тысяч рублей.

Расчет затрат

На запуск

Как изначально планировалось, 70% средств выделяется инвестором, и 30% – из собственных средств.

Ежемесячные

Сколько приносит бизнес

Налогооблагаемая база составит:

1 110 000 – 1 041 000 = 69 000 рублей.

Вычтем из нее затраты на ЕСН и получим: 69 000 – 31 600 = 37 400 рублей.

37 400 х 0,15 = 5 610 рублей составит ежемесячный налог.

Чистая прибыль, таким образом, составит:

69 000 – 5 610 = 63 390 рублей в месяц.

Рентабельность бизнеса составляет:

(63 390 / 1 110 000) х 100 = 5,71%.

Данный показатель достаточно приемлемый для этого вида бизнеса на первом этапе. При проведении грамотной ценовой политики, приобретении постоянных клиентов прибыль будет только возрастать. Метановая заправка приносит стабильный доход круглогодично, сезонность мало влияет на спрос. К тому же использование газа в виде основного моторного топлива наносит меньший вред окружающей среде и при правильной эксплуатации увеличивает срок эксплуатации двигателя внутреннего сгорания.

Поскольку при заправке газом водитель обязан высаживать пассажиров, можно обустроить кафе быстрого обслуживания. Теплое помещение в зимний период и прохладное в летний будет привлекать людей, которые, в свою очередь, будут приобретать кофе и продукты быстрого питания, что принесет газозаправочной станции дополнительный доход.

Отталкиваясь от прибыли в 63 390 в месяц, произведем расчет сроков окупаемости, с учетом того, что 70% прибыли получает инвестор, остальные 30% пойдут на возврат собственных инвестиций: 3 075 000 х 30% = 922 500. Это вложения собственных средств на открытие.

Прибыль: 63 390 х 30% = 19 017 рублей в месяц.

922 500 / 19 017 = 48,5 месяца. Полная окупаемость наступает чуть больше чем через 4 года.

Перспективы бизнеса

Существуют несколько направлений расширения бизнеса: создание в регионе сети АГЗС, при увеличении количества заправочных станций повышается привлекательность предложения, так как распространенным торговым маркам доверяют в большей степени, а следовательно, увеличиваются продажи на каждой имеющейся АГЗС. Второе прибыльное направление – открытие кафе для пассажиров и водителей. Третье направление заключается в открытии специализированного магазина по продаже комплектующих и сменных деталей ГБО.

Дополнением к магазину возможно проводить диагностику, ремонт и техническое обслуживание систем ГБО, для этого не требуется специально оборудованный бокс, будет достаточно установить навес на одной из стен магазина и под ним проводить диагностику и проведение ТО. Попутно увеличится спрос газа на АГЗС.

В итоге

Открытие автомобильной газозаправочной станции является стабильным источником дохода с минимальными рисками при соблюдении всех норм, предъявляемых к подобным организациям. Рынок предложения сжиженного углеводородного газа не имеет большой конкуренции, и при этом все больше автомобилистов переводят свои автомобили на данный вид топлива, что открывает перспективы.

Отметим, что этот бизнес-план АГЗС с расчетами учитывает загрузку АГЗС ниже среднего, соответственно, при увеличении объемов продаж наступит более ранняя окупаемость и, соответственно, большая прибыль.

Открыть собственную заправку – экономически правильное решение для тех, кто хочет организовать прибыльный бизнес. Ведь на сегодняшний день этот рынок все еще активно перестраивается и есть возможность занять свою нишу, создав надежную компанию. Кроме того, количество автомобилей с каждым днем увеличивается, а автотранспорт нуждается в топливе. Значит, у вашего бизнеса есть все шансы стать прибыльным. Итак,как открыть АЗС? И сколько средств придется вложить в будущий бизнес?

Немного о бизнесе

Начнем с того, что АЗС является источником повышенной опасности и для открытия такого бизнеса потребуется много разрешительных документов. По финансам это, скорее всего, самый затратный бизнес, так как на первоначальном этапе потребуется не только арендовать (или купить) подходящий участок земли, но и построить АЗС, которая будет отвечать требованиям действующего законодательства (существуют определенные требования к размещению АЗС, проектированию подобных объектов, а также санитарно-гигиенические и природоохранные требования, которые нужно соблюдать). А это достаточно серьезные расходы. Кроме того, после завершения строительства придется получить разрешения уполномоченных органов на работу АЗС и организовать качественную охрану и безопасность станции.

Сколько стоит открыть заправку для автомобилей? И как долго будут оформляться документы? Вопросы весьма своевременные и очень важные. Оформление документов, которые нужны для открытия АЗС, занимает примерно 3-6 месяцев, сама стройка – столько же, а вложить придется около 12 миллионов рублей Точная сумма зависит от многих факторов).

А вот насколько быстро окупятся первоначальные инвестиции – вопрос. В среднем это занимает около пяти лет. Так что, вкладывая средства в АЗС, надо приготовиться к тому, что это долгосрочный проект. Правда, при грамотном ведении бизнеса вложения могут вернуться уже через три года.

Своя маленькая заправка или франчайзинг?

Сегодня можно открыть как собственную маленькую заправку (это будет автономный бизнес, только ваш), так и открыть фирму под эгидой какой-то известной марки, купив франшизу. При этом большинство специалистов сходятся во мнении, что организовывать бизнес на топливе проще под руководством надежного и опытного партнера, так что франчайзинг сегодня в топливном бизнесе – весьма распространенное явление. Кроме того, решив купить франшизу, вы получить сразу и всю нужную документацию, и бизнес разработки, и бренд, и уже готовый стиль оформления заправки (который, кстати, по условиям договора вам придется неукоснительно соблюдать). Представители головной компании помогут в решении организационных вопросов, да и по поводу качества топлива можно будет не волноваться. Это и понятно, ведь хозяева бренда берегут свое доброе имя, и не будут рисковать им, поставляя на одну из своих заправок некачественное топливо.

А вот если вы решите отправиться в «автономное плаванье» (открыть самостоятельный бизнес), то и о качестве своего продукта вам придется беспокоиться самостоятельно, и разрабатывать стиль своей заправки. А это значит, что придется выбирать поставщиков и нести полную ответственность за качество продаваемого топлива, которое может быть как хорошего, так и весьма низкого качества.

Не стоит забывать также и о том, что большинство автомобилистов предпочитают заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний, так называемых «брендовых» заправках, чтобы заливать в бак гарантированно хороший бензин. А значит, наличие на вывеске известной марки может стать залогом прибыльности бизнеса.

Регистрация и организация бизнеса

Итак, вы решили открыть АЗС. Значит, нужно начинать действовать:

Сначала надо составить бизнес-план АЗС, найти подходящий участок для станции и заключить с хозяевами договор аренды.

Потом нужно пройти государственную регистрацию (можно , но лучше все же зарегистрировать юридическое лицо, например, что даст возможность выбрать систему налогообложения с НДС – большинство поставщиков предпочитают работать с теми заправками, где ).

  • Получить коды ОКВЭД.
  • Подготовить проект будущего заправочного комплекса и согласовать его в Роспотребнадзоре, а потом организовать строительство.
  • Разработать и согласовать ППК.
  • Заключить договор на дератизацию с соответствующей компанией, а также договор на вывоз ТБО.
  • Получить разрешение в экологической службе и СЭС.
  • Получить лицензию на хранение и реализацию топлива в Минэнерго.
  • Провести аттестацию рабочих мест.
  • Заключить договор на поставку топлива.

Участок для АЗС и строительство станции

Что касается подходящего участка для АЗС, то он должен находиться на дороге с высокой проходимостью или там, где наблюдается активное движение автотранспорта. При этом важно, чтобы там был удобный подъезд для автомобилей.

После того, как участок выбран, а аренда и документы на строительство оформлены, можно приступать непосредственно к самому строительству. Если вы выбрали франчайзинг, то вам помогут партнеры, а если вы открываете автономный бизнес, то лучше воспользоваться услугами специализированных компаний, которые занимаются строительством и введением в эксплуатацию АЗС. Там работают специалисты, которые знают все требования действующего законодательства. Они произведут весь комплекс строительных работ, введут объект в эксплуатацию и получат все нужные документы.

Все это по времени может занять от полугода до двенадцати месяцев, но зато выбудете уверены, что все сделано правильно.

Необходимое оборудование

По поводу необходимого на заправочной станции оборудования и его количества есть много разных мнений. Но минимальный набор должен включать:

Кроме того, стоит позаботиться о специальном программном обеспечении (и, соответственно, компьютере), которое может помочь автоматизировать процесс отпуска топлива. Используя такое ПО, вы будете в автоматическом режиме не только заправлять транспорт, но и принимать топливо из бензовоза и формировать суточные отчеты. Это важно, поскольку поможет практически полностью исключить из цепочки пресловутый «человеческий фактор».

Ну, и, конечно, нужно построить и оборудовать помещение для оператора АЗС, а также дополнительные постройки, где будут располагаться шиномонтаж, мастерская, мойка, магазин и прочее (это значит, что нужно укомплектовать все объекты нужной мебелью, оборудованием, инструментом).

Поставки топлива

Вы купили франшизу? Тогда вам не следует беспокоиться о поставках топлива и его качестве. Об этом позаботятся ваши партнеры. Но если вы ведете самостоятельный бизнес, то вам придется искать надежных поставщиков и организовывать поставки топлива самостоятельно. Лучший вариант – договор с нефтебазой или перерабатывающим предприятием. Там можно получить топливо по более низкой цене или договориться о скидках на оптовые заказы. Уровень цен можно узнать в интернете, а из нефтеперерабатывающих предприятий лучше выбирать более крупное и с хорошей репутацией. Так можно рассчитывать на более-менее хорошее качество топлива.

Сопутствующие услуги

Как открыть заправку? И как сделать бизнес прибыльным? На эти вопросы могут ответить те, кто уже открыл АЗС. Основной совет новичкам: не останавливаться только на продаже бензина, а предлагать также и дополнительные услуги, которые помогут повысить прибыль и привлечь клиентов. О чем идет речь? Например, о том, что на заправке можно открыть шиномонтаж или ремонтную мастерскую (особенно, если станция находится на трассе, в отдалении от штатных мастерских), магазин, где будут продаваться товары в дорогу, автомасла и автохимия, небольшое кафе. Иногда есть смысл даже открыть небольшую гостиницу, которая будет пользоваться спросом на федеральных трассах, где много транзитного транспорта, или автомойку.

Конечно, о дополнительных услугах стоит подумать еще на этапе планирования будущего бизнеса. Тогда реализовать все замыслы будет намного проще. И вот, что интересно, в процессе работы часто выясняется, что сама по себе АЗС служит для привлечения клиентов (люди все же заезжают заправляться), а основной доход дают именно дополнительные услуги. Так что не стоит пренебрегать такими важными составляющими бизнеса.

Безопасность

Безопасность на пожароопасном объекте – очень важный вопрос. Для начала нужно разработать всю противопожарную документацию, оборудовать помещения пожарной сигнализацией и тревожной кнопкой, а заправочную площадку – первичными средствами пожаротушения.

На территории заправки должен быть пожарный водоем или гидрант, ящики с песком и, конечно, огнетушители.

Нужно также позаботиться о и безопасности персонала (особенно это касается АЗС, которые расположены далеко от населенных пунктов): обеспечить оператора качественными средствами связи, установить тревожную кнопку и заключить договор на обслуживание с охранной фирмой, сотрудники которой будут выезжать на объект в случае срабатывания тревожной кнопки. Неплохо еще установить на объекте бронированные стекла и усиленные двери. Эти меры помогут избежать неприятностей в случае нападения на заправку криминальных элементов.

Персонал

Для нормальной работы АЗС потребуются:

  • технические специалисты, которые будут обеспечивать заправку транспорта, подкачку колес, и оказывать прочие ремонтные услуги;
  • менеджер-кассир (оператор АЗС, их должно быть несколько), который будет принимать деньги, отпускать ГСМ и контролировать порядок на станции;
  • продавец (если на станции есть магазин)
  • управляющий

Конечно, в зависимости от того, какие еще услуги вы планируете оказывать на вашей станции, потребуются и соответствующие сотрудники. Например, ремонтники или электрики, продавец магазина, буфетчица, оператор автомойки.

Как открыть газовую заправку

Процесс открытия газовой заправки ничем не отличается от открытия обычной АЗС. Но особое внимание следует уделить оборудованию для станции, которое должно быть не только современным и сертифицированным, но и проверенным специалистами МЧС, что подтвердит его безопасность. Кроме того, еще до начала строительства нужно оговорить с пожарной инспекцией все вопросы, которые связаны с планировкой станции, и согласовать выбор земельного участка с местной администрацией.

Важные моменты

Построив современную АЗС и став ее хозяином, важно не забывать, что она – объект повышенной опасности, который будет регулярно проверяться уполномоченными органами на соответствие требованиям существующего законодательства и нормативных документов. И эти органы будут регулярно осуществлять контроль за вашей деятельностью, а при обнаружении нарушений могут не только выписать штраф, но и приостановить лицензию. И вы не сможете работать, пока не устраните обнаруженные недостатки. Так что к соблюдению требований оборудования и эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных объектов следует относиться очень внимательно.

Первоначальные инвестиции

Сколько стоит открыть АЗС? Этот вопрос задают практически все, кто хочет открыть свою станцию. Итак, что касается первоначальных инвестиций, то их размер зависит от многих факторов: региона, уровня заправки, необходимости дополнительных строений, технического оснащения бизнеса, дополнительных услуг, предоставляемых заправкой. Но в среднем расходы на начальном этапе составят:

Из расчетов видно, что вложения для открытия АЗС потребуются немалые. Но если заправка ежемесячно будет приносить не менее 1 000 000 рублей дохода, бизнес можно считать рентабельным.

Начинающий предприниматель, который хочет открыть заправку, должен понимать, что впереди его ожидает ряд трудностей. Данный вид предпринимательской деятельности требует больших стартовых инвестиций и конкуренция довольно высока. Чтобы такое дело стало успешным, нужно проработать тщательный бизнес-план такого вида .

Подобным бизнесом лучше заниматься, имея опыт предпринимательской деятельности ранее. Если новичок в бизнесе решил открыть свою заправку с нуля, ему лучше всего приобрести франшизу. Тогда, будет отличная возможность воспользоваться уже готовым проектом, получать беспрерывные поставки сырья, и воспользоваться уже готовой базой клиентов.

Если предприниматель решить открыть АЗС самостоятельно, ему необходимо обеспечить надежные партнерские связи. Постоянные поставки топлива являются ключевым моментом в достижении успеха в подобном бизнесе. Для этого стоит обратиться с предложением о сотрудничестве к небольшим нефтеперерабатывающим компаниям.

Нужно понимать, что основная аудитория клиентов предпочитает проверенные заправки. Поэтому, чтобы иметь возможность заполучить своих покупателей, необходимо тщательно продумать стратегию рекламной кампании. Одним из эффективных методов развития подобного бизнеса является введение бонусных программ со скидками.

Преимуществом бизнеса на автозаправках является то, что на такой вид товара постоянно будет расти спрос. Несмотря на все сложности в открытии подобного предпринимательского дела, если получиться составить эффективный бизнес-план, то сроки окупаемости будут очень быстрыми.

С чего начать открытие АЗС?

Прежде чем открывать автозаправочную станцию, необходимо внимательно изучить рынок спроса и предложения в данной сфере деятельности. Во многих регионах России данный рынок занят самыми крупными компаниями: Бекар и Роснефть. Для открытия подобного бизнеса стоит составить карту заправок региона, на которой можно четко увидеть перспективные места для размещения собственной АЗС.

Для бизнесменов, которые занимаются предпринимательской деятельностью впервые, полезно изучить готовый анализ рынка и существующие в нем проблемы. Сюда относиться заниженное качество топлива, которое не соответствует заявленному, недолив бензина в баки и другое. Для бизнеса по открытию АЗС есть три распространенных формата:

  • приобрести существующее предприятие, в котором остается неизвестным уровень расходов для организации или взять в аренду. О том, что такое .
  • приобрести франшизу;
  • открыть автозаправочную станцию с нуля.

Для того чтобы заниматься реализацией горюче-смазочных материалов, необходимо оформить специальную лицензию. В противном случае, без наличия подобного документа, хранение подобных материалов буде считаться незаконной деятельностью.

Какие документы нужны для того, чтобы открыть заправку

Тем предпринимателям, которые решили заняться открытием АЗС самостоятельно, необходимо подготовит пакет следующих документов:

  • заявление на оформление ИП или ООО;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • копии паспорта и ИНН предпринимателя (для ИП);
  • копии учредительных документов (для ООО);
  • для выбранной территории заключение кадастрового инженера и договор с действующим владельцем;
  • готовый проект постройки помещения;
  • разрешение от Министерства чрезвычайных ситуаций и Санэпидемстанции;
  • договор с профильными организациями, которые занимаются утилизацией отходов от производства и вывозом неопасного мусора (4-5 категории);
  • разрешение на реализацию нефтепродуктов;
  • заключенные договора с поставщиками горюче-смазочных материалов;
  • сертификаты качества горючего.

Как выбрать место для открытия АЗС?

При выборе места для открытия автозаправочной станции, после составления карты заправок региона, необходимо внимательно изучить потенциальные места для размещения на предмет наличия потока машин рядом.

Оптимально размещать заправку рядом с дорожными развязками и автомагистралями. Для станции обязательно нужно предусмотреть удобный подъезд. Для того чтобы определить размер будущей заправки, необходимо учесть следующие нюансы:

  • ассортимент видов топлива, которые будут продвигаться;
  • наличие кафе или магазина;
  • количество ТРК.

Средний размер автозаправочной станции составляет около 100 кв.м.

Какое оборудование необходимо закупить для АЗС?

Для открытия автозаправки на покупке оборудования не стоит экономить. Так как его качество определяет период, который оно прослужит. Также работа с горюче-смазочными материалами относится к категории небезопасной, поэтому любые дефекты с оборудованием могут привести к нежелательным последствиям.

Для небольшой автозаправочной станции необходимо приобрести:

  • емкость для системы ливнестока (1 шт.);
  • резервуар для хранения топлива (4 шт.);
  • емкость для системы ливнесток (1 шт.);
  • заправочная колонка (2 шт.);
  • кабели, пульты дистанционного управления.

Лучше всего систему ливнестока подключить к городским коммуникациям.

На заправке стоит проложить хороший асфальт и установить надежные навесы от осадков. Также нужно провести настройки программного обеспечения, которые помогут оптимизировать все торговые и учетные операции на АЗС.

Если планируется открывать автозаправочную станцию, на которой будут реализовать газообразное топливо, для нее стоит приобрести специальное оборудование.

Какой персонал необходимо нанять на АЗС?

Открытие автозаправочной станции подразумевает круглосуточный режим работы. Поэтому нанимать рабочий персонал необходимо исходя от двухсменного графика. В постоянный штат необходимо нанять:

  • одного кассира;
  • двух операторов заправочных колонок;
  • одного охранника.

Для отдела снабжения необходимо нанять следующих сотрудников:

  • электрика;
  • слесаря-ремонтника.

Для ведения финансовой отчетности можно воспользоваться услугами сторонних специализированных организаций или же нанять специалиста на постоянной основе.

Чтобы заработать приверженность со стороны клиентов, необходимо нанять опрятных и вежливых сотрудников. Чтобы понять, как организовать рабочий персонал, необходимо изучить систему обслуживания клиентов от Газпрома. Они считаются эталонной компанией. Для создания хорошего имиджа заправки стоит обеспечить весь персонал униформой.

Прибыль и расходы от открытия автозаправочной станции

Бизнес по открытию автозаправочной станции является очень затратным делом. Первоначальные инвестиции будут следующими:

  • официальное оформление предпринимательской деятельности и покупка кассового автомата – около 25 тыс. руб.;
  • аренда территории под АЗС – около 30 тыс. руб./мес.;
  • приобретения оборудования и специального ПО – около 400 тыс. руб.
  • монтаж и покупка специализированной техники – около 2,5 млн. руб.

Если предприниматель решил открыть автозаправочную станцию самостоятельно, на первых этапах ему придется вложить около 4 млн. руб. Сама постройка станции занимает в среднем около 6 месяцев.

Также необходимо предусмотреть ежемесячные расходы:

  • дополнительные расходы на доставку топливного сырья – около 140 тыс. руб.;
  • покупка товаров – около 300 тыс. руб.;
  • оплата коммунальных платежей – около 5 тыс. руб.;
  • расходы на рекламу – от 30 тыс. руб.;
  • оплата фонда заработной платы – от 150 до 200 тыс. руб. в среднем.

В небольшом городе при правильном размещении станции она может приносить в месяц более 1 млн. руб. дохода. Сроки окупаемости такого бизнеса составляют около 1 года. Если бизнес-план по открытию автозаправочной станции был составлен правильно с учетом всех нюансов, заправка быстро окупится. Уже через год можно будет задумываться об открытии целой сети подобных заправок. Также можно разбавить ассортимент услуг, и рядом с заправкой поставить автосервис. Это поможет увеличить поток клиентов.

Маркетинг и реклама АЗС

Для того, чтобы обеспечить поток клиентов на АЗС, необходимо организовать эффективную рекламную кампанию. Тут подойдут, как традиционные методы рекламы, так и интернет-маркетинг.

Яркие баннеры и сити-лайты привлекут внимание проезжающих мимо автомобилистов. А вот проведение различных акций и розыгрышей на страницах в социальных сетях поможет задержать старых клиентов. Также можно вступить в партнерские отношения с магазинами, которые продают товары для автомобилей. Они могут разместить рекламные листовки на своей торговой точке и получать за это определенный процент.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 3 минуты

А А

С каких этапов начинать бизнес по продаже нефтепродуктов?

Многим из нас кажется, что любой бизнес, основанный на нефти и нефтепродуктах – удел олигархов и мультимиллионеров. Однако, это не совсем соответствует действительности. Добыча и и нефтепродуктов действительно связаны с большими капиталовложениями, а вот торговля конечной нефтяной продукцией вполне доступна и «простым смертным». Далее мы попробуем разобраться, как можно организовать свой бизнес по продаже нефтепродуктов.

Чтобы организовать свой бизнес в этой сфере, нет необходимости обладать огромными деньгами или связями в руководстве крупных нефтяных компаний. Правильный предварительный расчет и знания о реалиях местного рынка нефтепродуктов могут сделать Вас вполне успешным мелким, а затем, возможно, и крупным трейдером.

Сразу оговоримся, что начальный капитал все-таки потребуется, но его объем будет вовсе не запредельным.

Как правило, большинство предпринимателей начинают с оптовой торговли. Первоначальная цель такого бизнеса – местные потребители, а затем, по мере освоения регионального рынка, можно выходить на общероссийский и даже международный (хотя бы – в пределах стран СНГ).

Суть оптовой торговли нефтепродуктами – покупка больших партий товара с последующей реализацией их мелким оптом с соответствующей наценкой. Многих начинающих предпринимателей пугают вопросы создания соответствующей инфраструктуры: где хранить приобретенный товар, как его транспортировать и так далее. Так вот, на первом этапе эти вопросы достаточно просто решаются без значительных капитальных вложений. Вовсе необязательно иметь свое нефтехранилище. Услуги по временному хранению нефтепродуктов предоставляют практически все нефтеперерабатывающие заводы и крупные нефтебазы, которые их и реализуют.

Правда, здесь есть свои ограничения по срокам хранения, так как нефтепродукты производятся постоянно, и хранилища требуются для новых партий продукции. Поэтому трейдер должен заранее планировать сбыт, чтобы укладываться в предоставляемые для хранения сроки.

Доставка до конечного потребителя на первом этапе развития бизнеса осуществляется при помощи бензовозов. Покупать их сразу – нецелесообразно, поскольку всегда есть возможность взять их в аренду.

Разумеется, эти расходы ложатся на себестоимость реализуемой продукции, но зато дает возможность минимизировать первоначальные вложения.

Самое главное в этом виде предпринимательской деятельности – это сначала найти покупателей. Приобретать оптом нефтепродукты, не имея конкретного сбыта – крайне рискованное предприятие. Только заранее позаботившись о сбыте, можно рассчитывать на хорошую рентабельность.

Любое новое дело начинается с составления бизнес-плана. Причем, чем больше времени вы уделите его проработке – тем больше шансов на успех Вашего будущего предприятия. Бизнес-план должен учитывать такие расходные статьи, как затраты на покупку оптовой партии товара, расходы на аренду бензовозов, первоначальные траты на официальную регистрацию бизнеса в налоговых и прочих органах, зарплату персонала и так далее. Доходная часть состоит их предполагаемого объема средств, получаемых от реализации нефтепродуктов. Второй раздел бизнес-плана крайне важен, и должен основываться на данных о реальных, а не потенциальных покупателях.

Если у Вас нет достаточного начального капитала, или их, согласно Вашему бизнес-плану, не хватает, всегда можно обратиться в банк. Грамотно составленный бизнес-план играет в получении кредита едва ли не самую главную роль. Однако помните – кредитные организации весьма жестко следят за выполнением Вами своих долговых обязательств, и проблемы Вашего бизнеса их – не интересуют. Будьте к этому готовы.

Многие скажут: «На этом рынке все давно поделено между крупными игроками!» Отчасти – это правда, но Ваш козырь – мобильность. Крупные торговые организации, как правило, медленнее реагируют на изменения, происходящие на рынке, чем более мелкие. Это позволяет последним лавировать ценой и завоевывать своего покупателя за счет снижения процента рентабельности. Кроме того, чем крупнее трейдер, тем менее интересен ему мелкий покупатель. А для Вашего предприятия – это как раз то, что нужно.

Еще одним способом снизить издержки с прицелом на будущее развитие бизнеса, является приобретение техники в лизинг.

От аренды лизинг отличается тем, что со временем техника становится Вашей собственностью, что для растущего предприятия – очень важно. Наработав постоянную базу надежных клиентов в своем регионе, можно переходить к следующему этапу развития предприятия.

Если Ваше предприятие по продаже нефтепродуктов стало успешным, и ему тесно в пределах региона – пора выходить на другие рынки.

Основные проблемы, которые могут этому воспрепятствовать, заключаются в следующем:

  • повышается доля транспортных расходов из-за увеличения расстояния транспортировки;
  • по этой же причине возрастают сроки доставки до конечного потребителя;
  • в каждом регионе существует сложившая система «поставщик-потребитель», что подразумевают жесткую конкурентную борьбу за свою долю рынка.

Это же касается и рынков стран СНГ. Однако, при выходе на них возникает и и свой, специфический риск. Зачастую такие контракты подразумевают расчет по факту поступления нефтепродуктов на склад покупателя. Поскольку расстояние – довольно значительное, и срок доставки – тоже, трейдер рискует тем, что за время поставки произойдет изменение цены. Тут стоит сказать, что такие колебания бывают как в меньшую, так и в большую сторону, поэтому, в одном случае, поставщик проигрывает, в другом – выигрывает, и при постоянных поставках рентабельность, как правило, остается на запланированном среднем уровне.

Как было сказано выше, значительно вырастают затраты на транспортировку, что приводит к снижению прибыли, поскольку далеко не всегда есть возможность увеличить конечную цену на продукцию и компенсировать лишние расходы. Однако, расширение клиентской базы приводит к увеличению объемов реализуемых нефтепродуктов, что с лихвой компенсирует понесенные убытки и, что еще важнее, делает бизнес более устойчивыми за счет снижения зависимости от каждого конкретного потребителя.

Ну, а вершиной роста трейдера нефтепродуктов является строительство своего нефтеперерабатывающего завода.

Разумеется, это уже громадные капиталовложения, которые могут себе позволить только очень успешные предприниматели. Строительство НПЗ планируется заранее. Желательно, чтобы его местоположение было в непосредственной близости от самых крупных конечных потребителей. Таким образом, в затратах значительно снижается доля транспортной составляющей.


Розничная торговля нефтепродуктами традиционно относится к высокомаржинальному виду бизнеса не только в России, но и практически во всех странах, где существует автотранспорт. Тем не менее, в рамках данного бизнес-плана используются две стратегические концепции, позволяющие уверенно входить на этот высококонкурентный рынок и получать свою гарантированную прибыль.
Первая тенденция связана с тем, что, несмотря на все экономические трудности в стране, автомобильный рынок после некоторой консолидации и даже спада, уверенно растет не менее, чем на 2-3% в год. Стоит заметить, что за последние 10 лет автомобильный парк Росси фактически удвоился и достиг отметки - более 56 млн автомашин. Это примерно 250 - 300 авто на 1000 человек. Такая тенденция будет сохраняться и в дальнейшем, так как российский рынок еще далек от своего насыщения.

Вторым базовым элементом бизнес-концепции является тот факт, что моторное топливо относится к разряду товаров, имеющих неэластичный спрос, и востребован населением также как и основные продукты питания - хлеб и молоко. Существенным позитивным моментом здесь является то, что бизнес АЗС полностью защищен от инфляционных издержек и рост цен на топливо, в некоторых случаях даже превышающий темпы инфляции, позволяет получить дополнительную часть прибыли. За последние пять лет средние цены на автомобильные бензины в стране выросли в диапазоне от 30 до 44%.

Кроме этого, также следует иметь в виду, что рост численности на автодорогах электромобилей, несут незначительные риски для топливного рынка. Эти риски пока еще минимальны, и в перспективе нескольких лет бизнес АЗС будет высокорентабельным даже при высокой цене входа на этот рынок.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 3 710 000 рублей.

Точка безубыточности достигается на второй месяц работы.

Срок окупаемости 17 месяцев.

Средняя чистая прибыль 230 000 рублей.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Автозаправочная станция расположена на границе города между пригородной зоной, промышленной зоной и несколькими спальными районами, что обеспечивает доступ к основным категориям клиентов. Ближайшие АЗС компаний-конкурентов расположены в 10 км и 15 км.

Основные типы моторного топлива, продающегося на АЗС, соответствуют ГОСТ 32513-2013, ГОСТ 1667-68:

  • бензин автомобильный «АИ 98 - премиум» (для автомобилей стандарта «евро-5»);
  • бензин автомобильный АИ 95;
  • бензин автомобильный АИ - 92;
  • дизельное топливо - ДТ.

Закупка моторного топлива осуществляется непосредственно у региональных оптовых дилеров нефтепродуктов, со средней наценкой не более 20-30%.

Работа АЗС осуществляется круглосуточно в полуавтоматическом режиме, под контролем сменного оператора. В перспективе рассматривается расширение спектра услуг АЗС - это открытие небольшого круглосуточного кафе, шиномонтажной мастерской и автомойки.

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • постоянный спрос на моторное топливо;
  • большой выбор каналов продаж и поставок топлива;
  • быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку
  • возможность формирования индивидуального подхода к запросам клиентов по объему поставок и предоставляемых скидок.
  • конкуренция со стороны местных АЗС, сетевых дилеров нефтепродуктов;
  • некачественная работа персонала
  • риски частого повреждения и выхода из строя оборудования

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • расширения бизнеса за счет увеличения ассортимента услуг АЗС;
  • возможность работы с корпоративными клиентами;
  • возможность создания сопутствующих видов бизнеса - торговых точек, кафе;
  • высокая конкуренция на рынке;
  • повышение цен на бензин и другие виды топлива;
  • резкое повышение арендной платы;
  • расторжение договора аренды;
  • снижение покупательной способности коммерческого сектора и снижение спроса на топливо со стороны автовладельцев.

3. Описание рынка сбыта

Для характеристики и анализа локального рынка сбыта моторного топлива (нефтепродуктов) можно с достаточной точностью использовать данные, касающиеся общей динамики топливного рынка, как в целом по России, так и отдельных ее регионов.

Для практических целей изучения любого местного рынка в первую очередь нужно принять во внимание значения трех главных параметров:

Конкурентная среда топливного рынка и распределение его долей межу основными игроками . В целом по стране топливный рынок, на котором работает большинство АЗС, можно обозначить, как монопольный, где преимущественное положение, порядка 80%, занимают крупные нефтяные компании (вертикальноинтегрированные холдинги). Это такие известные федеральные бренды, как Лукойл, Роснефть, ТНК ВР, Газпром нефть, Сургутнефтегаз и другие. Доля топливных холдингов превышает 35% на розничных рынках 50 субъектов Федерации. В каждом третьем регионе она достигала 50–60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, «ЛУКОЙЛ» - в 11, «Сургутнефтегаз» - в четырех, ТНК-ВР и «Газпром нефть» контролируют по три региональных топливных рынка. По оценке ФАС, совокупная доля крупнейших нефтяных компаний на рынке автомобильных бензинов превышает 70% (источник www.gks.ru).

Сейчас на территории РФ из 24–25 тыс. автозаправочных станций

(АЗС) и только 8 тыс. входят в состав крупных монопольных компаний, но объемы реализации при этом составляют более 50%.

То есть, объемы реализации у монополистов на своих корпоративных заправках в среднем в 3 раза выше, чем на независимых автозаправках. В среднем по каждому из регионов страны предприниматель, входящий на рынок, как независимый продавец моторного топлива, может рассчитывать максимум на 30% рынка, которые в свою очередь также делятся между независимыми АЗС.

Емкость рынка . Базой расчета емкости рынка служат такие данные, как количество автомобилей в том или ином регионе в расчете на каждого жителя, средняя протяженность дорожной сети (маршрута), предпочтительные виды топлива и пользование теми или иными форматами услуг АЗС.

По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 января 2017 года в России было зарегистрировано около 41 миллиона легковых автомобилей.

Также можно принять в расчет и такую цифру, как количество автомобилей, приходящихся в среднем по стране на одну АЗС.

Протяженность автомобильных дорог в России 1 млн. 396 тысяч километров, и на одну АЗС приходится 56,9 километров. Анализ автодорог, например, в Курганской области показывает, что из общего количества автодорог: 730 км дорог федерального значения, 2035 км регионального, 5863 муниципального и 8597 местных. Из них 8955 км дорог с твердым покрытием. Тогда на одну АЗС приходится 44 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Таким образом, средняя АЗС, при ее расположении на трассе в пределах 40-50 км, может рассчитывать на обслуживание 2000 - 2500 автомобилей.

Характеристика целевой группы клиентов и анализ их предпочтений . Каждая из категорий автомобилистов (частных, корпоративные, грузовой транспорт, служебный транспорт) имеет свои предпочтения на рынке, что в конечном итоге выражается в спросе на те или иные услуги АЗС, виды топлива.

  • 77,7% опрошенных автолюбителей предпочитают заправляться на крупных заправочных станциях;
  • 20,3% не видят разницы;
  • 2% утверждают, что пользуются услугами мелких заправок.

Таким образом, малоформатная АЗС, может рассчитывать долю рынка в 22 - 23% от всех клиентов-автомобилистов, привлекая их не только ценами, дополнительными услугами, но и качеством топлива.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Для оформления бизнеса автозаправочной станции в соответствии с правовыми и нормативными требованиями законов РФ, следует реализовать два процесса для получения документов, разрешающих коммерческую эксплуатацию.

Первый момент связан с регистрацией АЗС, как бизнеса. Наиболее оптимальным вариантом для небольшой АЗС, является регистрация ее как ИП. Этот формат правовой регистрации уже достаточно четко отработан в налоговых инспекциях. При правильном заполнении заявления и предоставлении паспорта учредителя, весь процесс займет не более 3 рабочих дней и будет стоить не более 10 000 руб. (открытие счета, изготовление и регистрация печати, постановка на учет во внебюджетных фондах).

Второй момент связан с оформлением АЗС, как промышленного объекта, причем имеющего высшую категорию пожарной опасности при эксплуатации. Для того чтобы начать строительство, ввод в действие и дальнейшую эксплуатацию, необходимо оформление следующих документов (в общем порядке последовательности работы с ними):

  • Заключение договора аренды с собственником земельного участка (на 49 лет).
  • Получение разрешения или землеотвод на строительство объекта повышенной опасности от местных властей (городских или районных отделов архитектуры).
  • Получение разрешения на строительство и открытие АЗС с санкции местного органа исполнительной власти (мэрия города или муниципальный комитет, городская дума).
  • Получение одобрения на проектную документацию АЗС от местных подразделений Ростехнадзора.
  • Получить разрешение в СЭС на торговлю топливом;
  • В региональном отделении Минтопэнерго получить лицензию для реализации и хранения ГСМ;
  • Получить разрешение в местной пожарной службе МЧС на хранение топлива (нужно оборудовать станцию всеми противопожарными средствами);
  • Заключить договор с компанией по вывозу мусора с территории АЗС;
  • Заключение соглашения с муниципальной компанией на проведение дератизации;
  • Иметь на каждую партию топлива от поставщиков соответствующие сертификаты качества.

Кроме этого должна быть пройдена сертификация всего оборудования АЗС на соответствие требованиям технической эксплуатации и соблюдения правил пожарной безопасности. Это касается не только топливного распределительного оборудования, но и компьютеров АЗС. Даже мебель, используемая персоналом АЗС, должна пройти антистатическую обработку, о чем должен быть получен соответствующий сертификат от компаний, имеющих лицензию от МЧС на проведение подобного рода работ.

Как показывает российская практика, для оформления всех разрешительных документов, начиная со строительства АЗС до окончательного ввода ее в эксплуатацию, понадобится примерно 3-4 месяца усиленной работы с ведомствами и прочими официальными инстанциями. При этом сумма финансовых средств, затраченных на проведение всей процедуры оформления, может находиться в диапазоне от 200 до 500 тысяч рублей на одну только АЗС.

Для практической реализации проекта АЗС в данном бизнес-плане рассматривается следующий вариант выбора места размещения, постройки помещения и закупки оборудования.

Выбор места постройки . Для того чтобы обеспечить необходимую рентабельность АЗС ее местом расположения выбран земельный участок, находящийся на границе города и пригородной зоны, в непосредственной близости от двух спальных районов и на трассе ведущей в промышленную зону. Площадь земельного участка составляет 900 кв. м., что достаточно для одновременного обслуживания 4 автомашин. Заправка производится 4 топливными колонками с разными сортами топлива. Также на участке размещается павильон АЗС с операторской службой, помещением для противопожарного оборудования, резервуары хранения топлива. Предусмотрено размещение эстакады для осмотра автомобилей клиентами автозаправки.

Помещение. Для размещения операторов, оборудования служебных помещений, а также с учетом перспективы открытия небольшой торговой точки, предполагается строительство помещения АЗС площадью 65 кв. м. Для строительства будет использована блочная каркасная конструкция павильонного типа, а также крытая эстакада, рассчитанная на обслуживание 4 автомобилей одновременно.

Оборудование . Для оснащения АЗС необходимым топливным, контрольным и противопожарным оборудованием, используются стандартные комплекты непосредственно от производителей и их официальных поставщиков.

Перечень оборудования выглядит следующим образом:

1. 4 металлические емкости с нержавеющим покрытием для хранения 4 сортов топлива емкостью 30 куб. м каждая.

2. Резервуар аварийного хранения топлива - 20 куб. м

3. Пожарный резервуар емкостью 10 куб. м.

4. Топливные раздаточные колонки с электронными датчиками расхода топлива

5. Автоматизированная система управления АЗС, интегрированная с карточными платежными системами, POS терминалом оплаты и периферийным компьютерным оборудованием.

В качестве готовых технологических решений можно использовать стандартные программные комплексы для АЗС от производителей (брендов) - SCADA TRACE, «Ай Ти Ойл», S&B, Smart Oil, SetOil.

6. Противопожарное оборудование. В его комплект входят огнетушители (порошковые, углекислотные, пенные), песок, ведра, лопаты, ломы, а также система пожарной сигнализации и стационарная система водяного тушения.

7. Система охраны и видеонаблюдения.

6. Организационная структура

Для полноценной работы автозаправочной станции в формате данного бизнес-плана предполагается задействовать следующих сотрудников:

1. Управляющий . В область компетенции управляющего АЗС входит общее руководство, бесперебойное снабжение топливом, осуществление контроля выполнения плана продаж, первичная управленческая отчетность, непосредственная работа с поставщиками топлива, корпоративными клиентами. Претенденту на эту должность желательно иметь профильное образование в области транспортной логистики или управления предприятием.

2. Ст. мастер-технолог . В обязанности этой штатной единицы входит непосредственный контроль работы всего оборудования АЗС, своевременное выявление неисправностей, принятие мер к ликвидации нарушений, контроль за состоянием критически важного оборудования, и пополнения расходных материалов, ЗИП. На эту должность желательно брать специалиста, имеющего профильное образование технолога или инженера, с опытом работы не менее 5 лет.

2. Оператор . В обязанность оператора входит непосредственное обслуживание клиентов АЗС, выдача топлива, работа со специальной программой учета топлива и движения финансовых средств, инкассация выручки в конце смены, учет выдачи топлива.

Для ведения бухгалтерского учета привлекается специалист на аутсорсе.

Расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.

7. Финансовый план

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

8. Факторы риска

По своей основной характеристике бизнес АЗС относится с одной стороны к высококонкурентным типам коммерции, а с другой стороны - имеет существенный риск, связанный с технологической и пожарной безопасностью. В целом, все риски, присущие этому направлению предпринимательской деятельности, выглядят следующим образом:

Коммерческие риски . В этой группе рисков особое внимание следует обращать на действия ближайших конкурентов, и в первую очередь - АЗС сетевых монополистов местного топливного рынка. Они могут для устранения с рынка независимых дилеров применять демпинг цен и более расширенную линейку маркетинговых инструментов лояльности клиентов. Основной мерой противодействия такому риску является работа с определенной целевой группой потребителей, например, установления долгосрочных партнерских связей с коммерческими компаниями, имеющими свой автопарк.

Еще одним коммерческим риском, представляющим серьезную опасность для небольших и независимых автозаправок - это резкое повышение цен на топливо. В этих условиях покупатель мгновенно переключается на услуги сетевых АЗС, которые могут длительное время удерживать цену на выгодном для них уровне, забирая, таким образом, часть клиентов у независимых операторов АЗС.

Немаловажным коммерческим риском является общее снижение покупательской способности клиентов, что приводит к снижению валовой выручки на протяжении довольно длительного периода (люди начинают сокращать общее число поездок). Противодействовать такому риску можно только в том случае, если у независимой АЗС есть существенный запас финансовой прочности и бизнес не обременен кредитной нагрузкой.

Технологические риски . Как правило, в эту группу рисков входят неблагоприятные факторы техногенного свойства, могущие привести, либо к частичной остановке бизнеса, либо полному его прекращению. Сюда относят выход из строя оборудования, неквалифицированные действия персонала. Для нейтрализации таких рисков необходимо применять не только методы страхования всего бизнеса или гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, но и постоянно проводить тренинги, обучение персона как действовать в тех или иных случаях.

Правовые риски . В эту группу рисков входят такие негативные факторы, как например, ужесточение требований к оборудованию АЗС, противопожарной безопасности со стороны контролирующих органов, ценового регулирования топливного рынка со стороны местных (региональных) властей. Очень часто такие требования носят неожиданный характер, требуя от предпринимателей не только быстрой реакции на устранение выявленных нарушений, но и вложения дополнительных финансовых средств.

В качестве заключения следует отметить, что постепенно АЗС меняют свой привычный формат работы с клиентами. Это сводится не только к тому, что на АЗС можно купить некоторые виды автомобильной химии, или произвести небольшой ремонт, пообедать или купить стаканчик кофе. Немало АЗС, особенно в Европе, Японии и Китае, начинают подстраиваться под автовладельцев нового типа. Это прежде всего гибридные авто и электромобили. И постепенно столь привычные автозаправки будут превращаться в станции подзарядки и смены аккумуляторных батарей, а также для предоставления услуг каршеринга, когда любой человек может взять на прокат электромобиль (электромопед) для краткосрочной поездки по городу и ближайшим окрестностям.