Конспект оод, старшая группа "перелетные птицы". Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы Перелетные птицы ребенок и природа старшая группа

06.04.2024 Услуги

Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "

Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.

Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

Не слышно птиц . Почему?

Улетели в теплые края.

Чем питались птицы летом ?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы ?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .

После ласточек и стрижей улетают те птицы ,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи

И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?

Еще каких перелетных птиц вы знаете ?

Лебеди, скворцы, кукушки.

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

Журавли клином (ставлю картинку клином)

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря

2. Основная часть.

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Игра "У кого какое тело?"

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

Молодцы, ребята, правильно.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет .

5. Всякая птичка сети боится.

Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)

Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".

Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица

Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .

Ребята, назовите птиц , которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

Как мы их называем?

Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.

Загадки :

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.

(Грач) .

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка) .

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.

(Скворец) .

3. Итог занятия .

Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

Берегите птиц

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц !

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»

Цель : продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Задачи .
Обучающие .
Дать знания о перелетных птицах (скворец, грач, кукушка): внешний вид, питание, место обитания. Познакомить с новой птицей – трясогузкой. Учить отгадывать птиц по голосу.
Развивающие .
Закрепить знание о видах птиц(зимующие, перелётные). Развивать связную речь, умение образовывать однокоренные слова (грач-грачонок, скворец- скворчонок, кукушка-кукушонок)
Воспитательные
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, дерево, зимующие птицы, картинки грача, скворца, кукушки, трясогузки, разрезные картинки, мяч, картинки раскраски, карандаши
Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Собери картинку», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Перелетные, зимующие», словесная игра «Назови птенца», раскрашивание картинок, подведение итогов.
Ход .
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышите?(пение птиц)
- Почему птицы так радуются? (потому что пришла весна).
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
- Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, клест, сорока).
- Как одним словом назвать этих птиц? (зимующие)
- А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица? (скворец)
- Чем она отличается от птиц на дереве? (она перелетная)
- Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»
- Ребята, поможем перелетным птицам?
- Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием.(Дети находят конверт с цифрой 1)
- Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц.
- Первая загадка: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей»
(грач)
- Опишите грача, какой он? Где живет? Чем питается? Когда прилетает?
- Вторая загадка: «Нам часто слышится в леску между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку! Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко?» (кукушка)
- Расскажите, что вы знаете о кукушке (дети рассказывают, воспитатель дополняет)
Третья загадка «Прилетели певцы – молодой весны гонцы. Они в скворечнике живут, песни звонкие поют» (скворцы)
Рассказ ребенка о скворце «Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.»
- С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.
Второе задание - собрать картинку из частей. (Дети собирают разрезную картинку и называют птицу, изображенную на ней)
Воспитатель:
- Трясогузка небольшая птица, ростом с воробья, но очень стройная.
- Какие перышки у этой птички? (Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки)
- Какие ноги? (длинные)
- Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури. Давайте споем песенку трясогузки.
- Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
- Поиграем с трясогузкой
Птичка трясогузка весело живёт(хлопать руками по бокам)
Головой мотает (повороты головы в стороны)
Хвостиком трясёт. (полуприсед)
Крылышки расправит, в небо упорхнёт, (руки в стороны)
Мошку в клюв поймает (соединить ладони вместе)
И к Птенцам нырнёт. (подняться на носочки)
- Найдем конверт с третьим заданием (дети находят конверт в группе)
- Вам необходимо отгадать птиц по голосу (воспитатель включает звукозапись, дети отгадывают птиц: кукушка, скворец, грач)
Физкультминутка
Проводится подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»
- Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц.
- Когда у птиц появляются птенцы? (весной) Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.
У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок
(Игра проводится с мячом)
- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно? (У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине)
- Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там? (Воспитатель открывает конверт, там нарисованные нераскрашенные птицы)
- Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая. Давайте их раскрасим. (Дети раскрашивают птиц и садят на дерево.)
Итог занятия.
С какими птицами познакомились? Что нового узнали?

Здравствуйте, уважаемые посетители блога о творческом развитии детей !

Предлагаю вам провести с детками наше тематическое занятие «Перелётные птицы».

Для удобства я разделила его на две части.

В одной мы будем разбирать кто такие перелётные птицы, куда, как и когда они улетают.

А в другой части приходит весна, и птички возвращаются в родные края.

В этих занятиях вы найдёте игры на развитие речи, внимания, логические игры, игры по географии, творческие задания, физкультминутки, пальчиковые игры и многое другое.

Для того чтобы ничего не забыть и провести занятие на одном дыхании, я решила всё подробно законспектировать.

Конспект первой части вы найдёте в конце статьи.

Первую часть мы провели, дочурка была в восторге, теперь она хочет стать орнитологом)).

Вот что у нас получилось.

Сначала мы вспоминали, кто такие птицы и чем они отличаются от других животных.

Вспомнили птиц, которые не могут летать, части тела птицы.

Вспомнили, что есть птицы зимующие, а есть перелётные.

Затем к нам в гости прилетели две полярные крачки (хоть это и совята, но мы решили, что быть им крачками).

Они показали нам презентацию о перелётных птицах с загадками и птичьими голосами.

Провели с гостями физкультминутку.

Затем играли в игры на развитие речи и в пальчиковую игру.

После этого занимались творчеством и строили птиц клином.

Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

Затем помогали ласточке найти дорогу к гнёздышку.

Находили каждому колечку пару.

Затем играли в игру «Куда улетают птицы». Птички вылетали в основном из России, и разлетались на зимовку по всему свету.

Тематическое занятие перелётные птицы, часть 1

Ну и напоследок занимались творчеством, делали поделку из бумаги «Аисты летят домой».

Вторую часть тематического занятия «Перелётные птицы» я уже подготовила, и как только проведу его с дочуркой, сразу поделюсь им с вами.

Подробный конспект тематического занятия «Перелётные птицы»:

Часть 1

К деткам в гости прилетает Грач (или любая птица по вашему выбору):

Здравствуйте, ребята!

Я долго летел, устал и решил залететь к вам, отдохнуть. А летел я из дальних тёплых стран, ведь я, Грач — перелётная птица.

А вы, ребята, знаете, почему перелётные птицы так называются?

Правильно! Потому что они перелетают в тёплые края и обратно домой.

Есть птицы зимующие, которые зимой никуда не улетают. А есть перелётные птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг, в тёплые страны.

Физкультминутка Перелётные птицы.

Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево).
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг, взявшись за руки).
Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу).
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали, (Останавливаются, приседают).
Снова взлетели,
Дальше полетели. (Встают, бегут по кругу, машут крыльями).
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите! (Дети останавливаются, расходятся в разные стороны).

(Волкова Нина Александровна)

А каких вы знаете перелётных птиц?

Загадки о перелётных птицах. (Презентация) Презентацию с аудио-голосами птиц вы сможете найти на этой странице

Дети говорят отгадку, показываем слайд из презентации или картинку птицы и аудио голоса птиц.

И это, конечно, не все перелётные птицы, их очень много.

Ребята, давайте поиграем с вами в игру!

Игра на развитие речи. (Выберите по вашему усмотрению 1-2 игры, если больше, ребёнок может потерять интерес к игре и занятию).

Игровое упражнение “У кого кто?”

— У грача – грачонок — грачата.

— У утки – утёнок — утята

— У лебедя – лебедёнок — лебедята

— У соловья – соловьёнок — соловьята

— У журавля – журавлёнок — журавлята

— У дрозда – дроздёнок — дроздята

— У чижа – чижонок — чижата.

— У аиста – аистёнок — аистята

— У скворца – скворчонок — скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

— Аист заботится об аистятах.

— Грач заботится о грачатах.

— Журавль заботится о журавлятах.

— Лебедь заботится о лебедятах.

— Чиж заботится о чижатах.

— Соловей заботится о соловьятах.

— Дрозд заботится о дроздятах.

— Утка заботится об утятах.

— Скворец заботится о скворчатах.

— Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

— Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

— Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

— Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

— Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

— Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

— Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

— Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

Игровое упражнение “Кто кем станет?”

— Грачонок станет грачом.

— Соловьёнок станет соловьём.

— Скворчонок станет скворцом.

— Лебедёнок станет лебедем.

— Утёнок станет уткой.

— Аистёнок станет аистом.

— Журавлёнок станет журавлём.

________________________

Перелётные птицы прилетают к нам весной, живут здесь всё лето, высиживают птенцов. А осенью снова улетают в тёплые края.

Путь их длинный и нелёгкий, порой некоторым птицам приходится лететь несколько недель, а то и месяцев.

Скажите, ребята, что же заставляет птиц покидать свои родные края, насиженные места и отправляться в такое долгое, а иногда и опасное путешествие?

Правильно ребята, холод, а ещё голод.

Птицы, которые остаются и никуда не улетают зимой, приспособились добывать корм из засохших семян растений, шишек, питаться зерном, оставшимся на полях, замороженными или засохшими ягодами.

Некоторые из них перебираются поближе к жилью человека.

А вот птицы, улетающие с наступлением холодов в тёплые края, питаются, в основном, насекомыми.

Осенью насекомые прячутся и засыпают до весны. Поэтому, многим птицам нечего кушать. Вот и улетают они в тёплые страны, спасаясь от голода и холода.

Пальчиковая игра «Птицы перелётные».

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели! (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж – (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)

___________________

Стаи перелётных птиц бывают очень большими (например, несколько тысяч у скворцов),

а бывают маленькие — до десяти (у уток).


Некоторые птицы совершают перелёт в одиночку — кукушка, зимородок, удод.

Перед полётом птицы собираются стаями и вместе готовятся к полёту.

Они выстраиваются так:

Клином

Дугой

В линию

Шеренгой

Игра «Как летят перелётные птицы

____________________________________

Некоторые птицы летают ночью, некоторые днём.

Ребята, а вы знаете, как птицы находят дорогу в полёте, ведь у них нет карты и компаса?

Птицы находят дорогу по расположению Солнца, по звёздам, по магнитному полю Земли (как будто у них в голове есть компас).

Игра-диктант по клеточкам «Ласточка летит в гнёздышко

______________________________________

А как люди узнали, куда улетают перелётные птицы?

Учёные, которые занимаются изучением птиц (орнитологи) ловят их и надевают на лапки маленькие колечки. На каждом колечек имеется свой номер.

Когда птица прилетит в другую страну и её там уловят, то по номеру колечка определят, какой путь проделала эта птица, и из какой страны прилетела.

Ребята, а давайте поиграем в орнитологов и найдём птичек с одинаковыми колечками.

А ещё, определим, каких птичек больше, с синими колечками, или красными и на сколько.

Игра на развитие внимания «Колечко для птички»

____________________________________

Некоторые птицы улетают не далеко, где чуть-чуть потеплее и есть корм.

А некоторые улетают на большие расстояния. Давайте поиграем с вами в интересную игру!

Игра «Птица летит на зимовку»

___________________________________

А теперь я предлагаю заняться творчеством, и

сделать поделку, которую мы назовём «Аисты возвращаются домой».

С Уважением.
Елена Медведева.

«Перелётные птицы»(старшая группа).

Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах.

коррекционно -образовательные:

Активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»;

Развитие навыка словообразования;

Совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;

Обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

коррекционно -развивающие

Развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);

Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); .

коррекционно- воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей .

Ход занятия.

I.Организационный момент:

Подготовили пальчики для массажа

Солнышко проснулось, лобика коснулось,

Носика коснулось, к щечкам прикоснулось.

Лучиками повело и погладило, и погладило.

Наши ручки потянулось, наши губки улыбнулись.

II. Основная часть. Знакомство с темой :

Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.. птицы, перелётные птицы.

Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….

А теперь загадка: Без рук без топора построена изба….. Что это?

Где птицы вьют свои гнезда?

Ответы – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Загадки

1Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет.

И птенчика не навещает. Кукушка 2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины.Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.

3.Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у соловья-соловьята, у стрижа – стрижата, у скворца – скворчата.

4.Упражнение «Закончи предложение

Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)

5.Физминутка

6.Составление описательного рассказа

А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. (Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану)

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми .

Рефлексия

Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3. Упражнять детей:

В образовании сложных прилагательных;

В составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.

/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.