Какие есть современные тесты для определения профессиональных наклонностей взрослого человека? Определение профессионального типа личности (по Е.А.Климову, Дж. Холланду) Тест профессиональная ориентация голланда

18.05.2022 Услуги

Будучи Руководителем маркетингового подразделения, я неоднократно давала этот опросник новым спецам, которые хотели работать маркетологами-аналитками. Польза для меня: идеально в плане выбора действительно АНАЛИТИКОВ + тех, кому эта работа близка и подходит. Польза для соискателя: люди уходили с четким видением, куда завтра направят резюме - они уже могли примерно увидеть новые перспективы для себя, чтобы работа была бы и денежной, и приятной))).

Предлагаю тебе самостоятельно пройти тест на профориентацию бесплатно и без регистрации!

Итак превосходный тест на профориентацию от Д. Голанда

Это возможность быстро разобраться в своих реальных профессиональных направленностях, понять к чему ты предрасположена больше, а к чему меньше. Тест на профориентацию от Д. Голанда подходит и школьникам, и взрослым спецам, и бабулям, и бизнес-леди, и домохозяйкам - всем!

Ниже будет предложена таблица, содержаща пары профессий. Из каждой пары надо выбрать одну, которая больше нравится. Твое умение выполнять эту работу значения не имеет, просто укажи то, что нравится, не зацикливаясь на принципиальной возможности такой работы.

Запиши на бумаге 42 ответа: номер и буква.

а б
1 инженер-техник инженер-контролер
2 вязальщик санитарный врач
3 повар наборщик
4 фотограф зав. магазином
5 чертежник дизайнер
6 философ психиатр
7 ученый-химик бухгалтер
8 редактор научного журнала адвокат
9 лингвист переводчик художественной литературы
10 педиатр статистик
11 организатор воспитательной работы председатель профсоюза
12 спортивный врач фельетонист
13 нотариус снабженец
14 перфоратор карикатурист
15 политический деятель писатель
16 садовник метеоролог
17 водитель медсестра
18 инженер-электрик секретарь-машинистка
19 маляр художник по металлу
20 биолог главный врач
21 телеоператор режиссер
22 гидролог ревизор
23 зоолог зоотехник
24 математик архитектор
25 работник ИДН счетовод
26 учитель милиционер
27 воспитатель художник по керамике
28 экономист заведующий отделом
29 корректор критик
30 завхоз директор
31 радиоинженер специалист по ядерной физике
32 водопроводчик наборщик
33 агроном председатель сельхозкооператива
34 закройщик-модельер декоратор
35 археолог эксперт
36 работник музея консультант
37 ученый актер
38 логопед стенографист
39 врач дипломат
40 главный бухгалтер директор
41 поэт психолог
42 архивариус скульптор

Теперь ключ к тесту на профориентацию:

Психолог Д.Голланд разработал этот опросник, чтобы была возможность понять, к какому типу профессий ты предрасположен. Всего он выделил 6 типов: Реалистический, Интеллектуальный, Социальный, Конвенциальный, Предприимчивый, Артичтический. Типы надо воспринимать как просто некие определения - все они ни плохие и не хорошие.

Теперь возьми еще листок бумаги и сопоставь результаты с ключом. Удобно написать в столбик названия типов, а справа от них палочками отмечать совпадение результата. Потом посчитай отметки напротив каждого типа. Обычно бывает 1 тип доминирующий, то есть набравший больше всего баллов + 1-2 дополнительных типов. Рекомендуется рассматривать результат как совокупность главного и дополнительных типов.

Вот ключ к тесту на профориентацию:

  • Реалистический тип
    1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
  • Интеллектуальный тип:
    1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
  • Социальный тип:
    2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
  • Конвенциальный тип:
    3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а.
  • Предприимчивый тип:
    4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б.
  • Артистический тип:
    5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.

Как расшифровать результат теста на профориентацию:

Типы профессиональной направленности личности
Типы Психологические характеристики, особенности личности, способности Ориентация, направленность, предпочтения Профессиональная среда Конкретные профессии
Р Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.
И Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи физик, астроном, ботаник, программист и др.
С Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. врач, педагог, психолог и т.п.
К Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.
П Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.
А Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Как было написано выше стоит пристально изучить не только доминирующий тип, но и те, которые встали на 2-е и 3- место. Дж.Голланд дал диаграмму в виде шестиугольника, расположив типы так, что соседние дополняют и больше всего гармонируют друг с другом.

Может получиться 2 варианта:

  • Твои типы лежат по одну сторону диаграммы - выбирай профессии по табличке + основываясь на осознанных увлечениях. Например, у тебя получилось, главный тип - Артистически, а дополнительный Интеллектуальный. А ты еще и классно рисуешь, у тебя хороший вкус. Почему бы не рассмотреть профессию, скажем, веб-дизайнера или дизайнера-конструктора модной одежды, фотограф - тоже круто.
  • Твои типы лежат по разные стороны диаграммы. Выбор осложнится тем, что либо ты очень разносторонняя личность, либо еще нет оформившихся профессиональных предпочтений. В этой ситуации надо пройти дополнительные тесты, а также крепко поразмышлять над своей мотивацией, своими талантами, увлечениями, желаниями по жизни.

Шкалы: профессиональные типы - реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный (конвенциональный), предприимчивый, артистичный

Назначение теста

Методика предназначена для определения профессионального типа личности.

Отличие методики Г.Резапкиной от традиционной методики Дж.Голланда

Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову.

Инструкция к тесту

Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас и запишите на бланке для ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали.

Тест


Вариант А Вариант Б
1
Автомеханик Физиотерапевт
2
Специалист по защите информации Логистик
3
Оператор связи Кинооператор
4
Водитель Продавец
5
Инженер-конструктор Менеджер по продажам
6
Диспетчер Дизайнер компьютерных программ
7
Ветеринар Эколог
8
Биолог-исследователь Фермер
9
Лаборант Дрессировщик
10
Агроном Санитарный врач
11
Селекционер Заготовитель сельхозпродуктов
12
Микробиолог Ландшафтный дизайнер
13
Массажист Воспитатель
14
Преподаватель Предприниматель
15
Администратор Режиссер театра и кино
16
Официант
Врач
17
Психолог Торговый агент
18
Страховой агент Хореограф
19
Ювелир-гравер Журналист
20
Искусствовед Продюсер
21
Редактор Музыкант
22
Дизайнер интерьера Экскурсовод
23
Композитор Арт-директор
24
Музейный работник Актер театра и кино
25
Верстальщик Гид-переводчик
26
Лингвист Антикризисный управляющий
27
Корректор Художественный редактор
28
Наборщик текстов Юрисконсульт
29
Программист Брокер
30
Бухгалтер Литературный переводчик

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

№ Вариант А Вариант Б № Вариант А Вариант Б
1 Р С 16 Р С
2 И П 17 И П
3 О А 18 О А
4 Р С 19 Р С
5 И П 20 И П
6 О А 21 О А
7 Р С 22 Р С
8 И П 23 И П
9 О А 24 О А
10 Р С 25 Р С
11 И П 26 И П
12 О А 27 О А
13 Р С 28 Р С
14 И П 29 И П
15 О А 30 О А

Как работать с ключом к тесту?

Каждая профессии в тестовом материале соответствует одному из шести типов личности. В ключе указано, какая именно профессия какому типу личности соответствует. Например, на вопрос №1 респондент выбирает "вариант А". Как видно из ключа, эта профессия соответствует Реалистическому типу личности. Добавляем один балл в пользу Реалистического типа личности. Если бы он выбрал "вариант Б" , то в соответствии с Ключом к тесту, нужно было бы добавить один балл в пользу Социального типа личности.

Обобзначения в ключе соответствуют первой букве типа личности: Р - Реалистический, С- Социальный и т.п.

Обработка результатов теста

8-10 баллов - ярко выраженный тип;
. 5-7 баллов - средне выраженный тип;
. 2-4 баллов - слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко - обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип : предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.

Близкие типы: интеллектуальный и социальный.

Противоположный тип : офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А.Боннар

Галина Резапкина, Москва, Россия - психолог-профконсультант

В основе теста лежит теория профессионального выбора американского профессора Дж. Холланда (Голланда). По его мнению, успех в профессиональной деятельности прямо зависит от соответствия типа профессиональной среды и типа личности, а поведение человека обуславливается не только личностными особенностями, но его окружением. Соответственно люди стремятся найти такую профессиональную среду, которая наиболее подходит имеющемуся типу личности. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда, по задумке автора, позволяет соотнести склонности и способности с различными профессиями для выбора наиболее подходящей.

На основе интересов и ценностных ориентаций Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности:

Реалистический тип личности — направлен на создание материальных вещей, обслуживание технических устройств и технологических процессов.

Интеллектуальный тип личности — все профессии, которые так или иначе задействуют умственный труд, аналитические способности, рационализм и оригинальность мышления.

Социальный тип личности — профессии, связанные с взаимодействием с социальной средой: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, консультирование.

Офисный (Конвенциальный) тип личности — обработка и систематизация информации в виде текста, чисел, формул, ведение документации.

Предпринимательский тип личности — активные профессии с необходимостью постоянно принимать самостоятельные решения, риском и отсутствием однообразия и монотонности. Часто требуют большого количества энергии, организаторских способностей и развитых коммуникативных навыков.

Артистический тип личности — оригинальные, независимые от общественного мнения люди с необычным взглядом на жизнь. Отличаются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, предпочитают профессии из мира искусств: литература, театр, кино, изобразительное искусство.

В чистом виде профессиональные типы встречаются довольно редко и обычно можно диагностировать только преобладающие из них.

Тест на профессию Дж. Холланда подходит как для школьников, так и для взрослых людей.

Данный вариант теста на профориентацию Холланда представляет собой интерпретацию и адаптацию американского варианта психологом-профконсультантом Г.В. Резапкиной.

Инструкция к опроснику Холланда

Вам будет предложено 30 пар различных профессий, в каждой из которых необходимо выбрать одну наиболее подходящую. Старайтесь не думать долго над ответами, отмечайте ту профессию, которая показалась более интересной с первого взгляда.

Время прохождения теста : около 5 минут.

Результат теста будет доступен сразу после ответа на все вопросы и представляет собой описание наиболее подходящих типов личности по классификации автора с предлагаемыми профессиями и ссылками на их подробное описание в

Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж Голландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Инструкция к тесту:
«Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас.»

Интерпретация результатов теста
Каждая профессия, приведенная в опроснике, соответствует одному из шести типов личности. Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Описание профессиональных типов:

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.

Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т.п.


Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.

Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т.д.


Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т.п.


Офисный (конвенциональный) тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипический, практический и конкретный характер.

Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.


Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.

Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.


Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.

Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.

«Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж. Холландом.

Сущность теории Дж. Холланда можно свести к следующим основным положениям:

1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К).

2. Существуют 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское, конвенциональное. В каждом окружении доминирует соответствующий тип.

3. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Данная модификация опросника предложена Комитетом по труду и занятости населения мэрии Санкт-Петербурга.

Инструкция. Вам будут представлены пары различных профессий. В каждой паре постарайтесь отдать предпочтение одной из профессий и отметьте ее. Не теряйте времени на раздумья. Наиболее естественно то решение, которое придет в голову первым.

Окончание

Статистик

Завуч по внеклассной работе

Председатель профсоюзного комитета

Спортивный врач

Фельетонист

Нотариус

Снабженец

Оператор ЭВМ

Карикатурист

Политический деятель

Писатель

Садовник

Метеоролог

1

Водитель троллейбуса

Фельдшер

Инженер-электронщик

Делопроизводитель

Художник по металлу

Офтальмолог

Телерепортер

Гидролог

Главный зоотехник

Математик

Архитектор

Работник детской комнаты милиции

Счетовод

Руководитель подросткового клуба

Воспитатель

Художник по керамике

Экономист

Заведующий отделом

Корректор

Заведующий хозяйством

Радиооператор

Специалист по ядерной физике

Часовой мастер

Монтажник

Агроном-семеновод

Председатель с/х кооператива

Закройщик

Декоратор

Археолог

Работник музея

Консультант

Режиссер

Стенографист

Дипломат

Копировщик

Директор

Психолог

Телемеханик

Обработка результатов

Р(1) = ; И(2) = ; С(3) = ; К(4) = ; П(5) = ; А(6) = .

Подсчитывается количество выборов каждого из шести типов профессий (номера типов указаны слева от названий профессий), и суммы записываются в соответствующие графы Р(1), И(2), С(3), К(4), П(5) и А(6) в нижней части бланка. Тип, набравший наибольшее число выборов, характеризует профессиональную направленность личности школьника.

Интерпретация результатов

Реалистичный тип (Р) . Мужской несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Реалистичный тип ищет рациональную среду. По данным психологов, для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Наибольший процент людей реалистичного типа встречается среди студентов (физиков, экономистов, кибернетиков, химиков, физкультурников).

Интеллектуальный тип (И) . Для данного типа характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач, чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интраверт. По данным ученых, этот тип часто встречается среди студентов (математиков, географов, геологов, медиков), а также среди людей творческих профессий.

Социальный тип (С) . Цели и задачи людей данного типа — установить контакт с окружающей средой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерстве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением. Основными чертами характера являются: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию (эмпатия), женственность. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение (врачи, педагоги, психологи). Данный тип активен, но зависим от окружающих и общественного мнения. Для него характерно приспособление. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности.

Конвенциональный тип (К) . Отдает предпочтение строго структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. По данным ученых, больше всего людей такого типа среди бухгалтеров, финансистов, товароведов, экономистов, делопроизводителей, машинисток, канцелярских служащих.

Предприимчивый тип (П) . Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Людей такого типа много среди заведующих, дипломатов, репортеров, менеджеров, директоров, брокеров, кооператоров.

Артистичный тип (А). В отношениях с окружающими опирается на воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как правило, он не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование и пр. У людей этого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Люди данного типа часто встречаются среди студентов (историков, филологов, студентов художественных вузов).