Кто же такая Баба-Яга? Версии происхождения. Кто такая и откуда взялась баба яга Кто такая баба яга кратко

07.03.2024 Финансы

Сидели мы тут на выходных с ребенком и занимались полезными делами. То сказку почитаем, то мультик посмотрим...

И вот как-то уже под вечер мое дите у меня и спрашивает, мол, кто такая Баба-Яга. Я тут же принял умный вид и приготовился вещать. Вопрос-то легкий! «Баба-Яга - это...» - начал я и остановился. Фиг ее знает, кто она такая! Вредная старуха из лесу? Вроде, нет. В общем, пообещал я ребенку рассказать все про старушку утром, а пока она спала, зарылся я в умные книги и выяснил всю правду про Бабу-Ягу.

Жила-была старушка

Вот так навскидку: как охарактеризовать Бабу-Ягу? Злобная гадкая старуха, с длинным крючковатым носом, которая сидит в дремучем лесу в грязной и неубранной избушке. Бабуля не прочь перекусить героем сказки и всячески ему напакостить. Старушка также изредка промышляет киднеппингом (детей похищает). В общем, ничего хорошего она не делает. Но так ли это? Если вспомнить все действия бабули, то вдруг оказывается, что она ни одной гадости в своей жизни-то и не совершила.

Давайте по порядку. Живет она в лесу дремучем и темном. Одно это уже отталкивает. Но с другой стороны, какая на фиг разница, кто и где живет? Ну, захотелось ей тут поселиться и все тут.

Идем дальше. С внешностью Яге тоже не повезло. Нос неприятный крючковатый, прически никакой нет - растрепанная ходит, одета плохонько. Неприятно? Конечно. Но, опять же, никакого преступления в этом нет. Яга - женщина свободная и незамужняя, так что может позволить себе ходить как угодно.

Следующее. Верно ли утверждение, что старушка хоть когда-то кого-то слопала? А вот вы вспомните. Ну? Не можете? Правильно. Бабуля многократно пыталась это сделать, но ее всякий раз обводили вокруг пальца, и еда в последний момент ускользала. Ну а за одно желание пообедать судить никто не станет.

Теперь что касается различных пакостей главным героям сказок. Так ведь и их не было! Старуха наоборот не против всем помогать. То клубок волшебный подарит, дорогу указывающий, то совет мудрый даст али мыслишку толковую подкинет. Или коня доброго даст. И потом вспомните, как она Ивана-Царевича принимает. Тут ему и банька будет, и еда прекрасная с десертами заморскими, а после - постель мягкая ждет. А чего еще надо герою после многих дней изнурительного пути? Так что бабуля-то на самом деле вовсе и не злая старуха получается, а вполне приличная женщина.

Позвольте, воскликнет кто-то, а как же случаи похищения детей? Было! Скрывать не будем. Но и тут есть положительный момент. Хоть один ребенок, похищенный Ягой, пропал? Нет! Всех как одного спасли и в родной дом доставили. А Яга хоть и высылала вслед карательную экспедицию под видом гусей-лебедей и себя в ступе, но все равно с носом оставалась. Что, у нее могущества не хватало каких-то детей догнать? Бросьте! Бабуля в волшебных делах оч-чень опытная баба была. Если бы реально захотела догнать - догнала бы.

И вот тут мы с вами пришли к самому главному вопросу: кто такая Баба-Яга на самом деле? Сказочная ли героиня? Выясняется, что вовсе нет!

Не старуха, но страж

Как выяснилось, Баба-Яга - один из самых древних и по-настоящему мистических героев сказок. Не так проста старушка, как это кажется.

Давайте снова разбираться. Русские народные сказки прочно завязаны на мифы и легенды. Многие герои на проверку оказываются не просто «уморительными старушками и змеями трехголовыми», а символами чего-то. Итак, Баба-Яга, что живет в лесу дремучем. А что за лес-то такой странный? И где он находится? И в любом ли лесу живет своя Баба-Яга? Оказалось - нет.

Темный лес (обязательно дремучий и тем очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным! Или волшебным. Вспомните, ведь настоящие волшебники и чародеи встречаются положительному герою ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после встречи с Бабой-Ягой. То есть только тогда, когда он покидает свой мир и оказывается по другую сторону. В этом случае роль бабули становится понятна - она охранник, страж, который стоит аккурат на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А теперь новый вопрос: а почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вы помните, как звучит ее полный «титул»? Баба-Яга - Костяная нога или в некоторых других вариантах - Золотая Нога. Что там у нее с ногой-то приключилась? Давайте снова разбираться. И придется нам вспомнить некоторые расхожие выражения и поверья.

Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе! Вспомнить хотя бы выражение «Душа ушла в пятки»! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая (вторая нога, по всей видимости, прекрасно функционирует и имеет «частичку души»). Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом. Как оказалось эти предметы - обязательные элементы старославянских церемоний погребения. Именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы умерший не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Да, чуть не упустил еще одну главную деталь. Домик Яги помните? Да-да, тот самый, что на курьих ножках. Это, как выясняется, неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках! Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

В путь-дорогу

Ох, непроста русская сказка! Ох, мудрена! Мы уже выяснили, что Баба-Яга есть страж на входе в мир мертвых. И сторож она очень хороший. Не всякого она пропустит.

Как видит избушку главный герой? Стоит она к герою задом. И говорит он тут сакральную фразу: «Встань ко мне передом, а к лесу задом!» А собственно, почему избушка так странно стоит? Да потому что дверьми обращена все в то же царство мертвых! Однако герой разворачивает ее и тут же подвергается «допросу» стража: мол, зачем добрый молодец пожаловал? А что герой? А он не промах! Кажется, что он как будто и не слышит вопроса бабки, а гнет свою линию: «Ты сначала напои, накорми, в баньке попарь, а потом уже и спрашивай». Это что - наглость такая? Молодецкая удаль? Вовсе нет.

Герой прекрасно осознает, куда и зачем идет. Путь его - к мертвецам. А там вовсе не жалуют живых людей, и герою предстоит на время умереть. Он вовсе не хамит бабуле, а показывает, что знает весь ритуал, который предстоит пройти.

В баньке попариться - смыть с тела «русский дух» - запах человека. Помните, как Яга говорит - «Чу, русским духом запахло!». Проще говоря - живым человеком. С таким запахом в загробном мире делать нечего, надо избавляться.

Второй этап - съесть ритуальную пищу, которая позволит ему быть «чужим» для живых и «своим» для мертвых. Кроме того, еда эта даст ему способность и видеть, и говорить в царстве мертвых.

Ну и напоследок, герой просит уложить его спать. Если перевести эту просьбу со сказочного, то получается, что желает он быть похороненным в домике на высоких ножках. Опять-таки для того, чтобы без проблем попасть в мир умерших.

А как же обратно

Наконец все обряды совершены. Наш герой отправляется к мертвецам-колдунам и совершает там ряд подвигов. И вот тут возникает вопрос: если он теперь «мертвый», то, как он вернется в мир живых? Ведь ни в одной сказке герой не возвращается к Бабе-Яге, которая могла бы провести процедуру в обратном направлении.

А давайте еще раз вспомним сказки. Практически в каждой из них, уже когда Иван-Царевич с победой возвращается домой, на него вдруг налетают враги и убивают! Вот оно! Это очередной ритуал. Потом появляются друзья героя и омывают его сначала «мертвой» водой, а потом «живой». И - оп! - наш герой снова полон сил и энергии, но он уже в мире живых! Идти к Яге нет никакой необходимости.

Так что Баба-Яга вовсе не зловредная старуха, как это казалось в детстве, а вполне приличный герой, без которого ни один Иван-Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной. Заметим, что подобные героини встречаются во многих национальных эпосах у разных народов. И везде они символизируют практически одно и тоже - священного стража на грани двух миров.

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Предлагаю познакомиться с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

БАБА-ЯГА – всеми известный персонаж сказочной мифологии, известный нам с детства.

От себя добавлю в общее описание: живет в избушке на курьих ножках, без окон и дверей, жарит детей в печке, готовит зелье и разные снадобья. Попробуем разобраться, откуда в русской мифологии взялся этот персонаж — Баба Яга. Из множества гипотез о происхождении Бабы-Яги я придерживаюсь следующей.

Историк и писатель А.Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.

После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей» (см.фото в альбоме), и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.

  • Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
  • Почему «без окон, без дверей»? — ритуальной кукле не нужны окна. Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.
  • Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
  • Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.

К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.

Избушка на курьих ножках — знаменитое жилище Бабы Яги | Depositphotos — Oleksandrum79

Инициирующая роль Бабы-Яги и обряд зашифрованы в сказках. Исследователи сказок В.Я. Пропп, В.Н.Топоров отмечают: герой попадает к Бабе-Яге в избушку, т.е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен.

Очевидно, что все атрибуты Бабы-Яги связаны со смертью, и это несомненно утрачивает восприятие её как мудрой женщины, ведьмы, т.е. ведающей, умеющей и передающей свои знания, лечащей, «бабы – обрядницы».
Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.

И тем не менее Баба-яга – это архетип* мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы (К.П.Эстес). Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.

А как вы считаете, Баба-Яга – это ЧТО?

Больше интересных тем о жизни, психологии и отношениях — в группе

Утраченный образ Бабы Йоги, коей является Ягиня – это образ доброй и мудрой женщины, светлой Богини, указывающей правильный путь. Русская баба Яга (так, как это описано в поздних сказках) отличается тем, что она представлена костлявой старухой, грозящей съесть путников и детей. Славянская Баба Яга – красавица, умудренная великими знаниями Вед и опытом жизни, обладающая магическими навыками и умеющая сострадать. Славянская мифология подсказывает разные имена Ягини – Ягуня, Ягинишна, Ага Ягинишна, Яга (производное от – Йога, ласковое – Йожка). Буря-Яга – это прозвание за стремительные полеты Богини на своей огненной ступе.

Ягиня – предположительно дочь обычных людей, усыновлённая после их гибели Богиней Макошь . Но есть мифы об её замужестве – Баба Йога была супругой Велеса , Бога Магии, мудрости и Трех Миров. В этом же мифе рассказывают страшную историю - позднее Ягиню извела матушка Велеса – Амелфа, дочь Небесной Коровы Зимун, а Велес, чтобы спасти жизнь Ягуни, добровольно ушёл в Навь.

Славянская Баба Яга полностью должна именоваться – «славянская Баба Йога». То есть – это женщина, владеющая йогическими знаниями, ведающая о движениях сил в Мироздании. Баба Йога стала Богиней, которая помогала людям увидеть свой путь - даже поздние сказки показывают, что Баба Яга давала волшебные предметы путникам и спасала детей.

Как представлена Ягиня у славян?

Славяне очень любили Ягиню, ведь она – жена Велеса, который также имел прямое отношение к вещему лесу. Она подходила могучему Велесу как спутница жизни, во всех воплощениях, которые они пережили. Вот что сказания нам про их встречу раскрывают:

Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Явных. Без её ведома ни одна душа в Лес ступить не могла. Не могла Макошь дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у неё с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым. Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес встретился ей на пути.

По землям её ступал, да только не силой своей врата открыть хотел, а как положено - приглашением хозяюшки. И бились они, да только не насмерть, а на любовь. Потому как Ягиня, всё ведающая, знала, что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса.

И поселились Велес и Ягиня на границах Миров, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.

Некоторые считают, что Ягиня и слово «Богиня» не просто так имеют созвучие. Она по всем меркам, как женщина, многих богатырей и мужчин-духовников превзошла. Она сумела пройти своё внутреннее изменение так, что приобрела навык хождения между мирами, как будто бы из спальни в горницу сходить! Есть такое поверье, будто бы только мужчинам это подвластно, но неоднократно мы видим обратное – есть женщины, которые становились Богинями. Ягиня – Богиня Путей в Мире Яви. И, похоже, отголоски этого образа мы видим в портрете лесной старухи-отшельницы.

Атрибутика и символика Ягини

С 10 по 16 февраля Ягиню славянские племена и рода вспоминают вместе с Великим и Мудрым Велесом .

Наши предки представляли матушку Ягиню красивой женщиной, на которой были надеты золотые башмачки-скороходы, светлая и чистая одежда, русые косы, заплетенные и убранные под славянскими украшениями.

Её неизменными атрибутами были не только клубочек, клюка и деревянная ступка, что представлены в поздних русских сказках, но также и яблоко на тарелочке, показывающее все, что творится в округе. Дружба с птицами – филином, совами и животными, что в чаще лесной обитают.

Исследователи славянской мифологии полагают, что Ягуня была прозвана Матушкой именно за безмерную любовь к детям. Наши предки славяне считали, что после очередной великой войны между разными родами осталось много детей-сирот. Наступали тяжкие и темные времена царствования злых сущностей, невежества, морока и вражды. Перед наступлением этой страшной эпохи Яга стремилась забрать в свой Скит (обиталище) как можно больше сирот славянского роду и роду русичей. Там она уже обучала их Ведам и тем знаниям, коими сама и обладала. Богиня делала всё, чтобы её детей не коснулось невежество новой эпохи времен.

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)