Порядок избрания уполномоченных. Порядок избрания уполномоченных Фз 66 бюллетень голосования для выбора уполномоченных

16.02.2024 Бизнес

Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

1. Протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных) подписывают председатель и секретарь такого собрания; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно.

2. Протоколы заседаний правления и ревизионной комиссии (ревизора) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства подписывает председатель правления или заместитель председателя правления либо соответственно председатель ревизионной комиссии (ревизор) и председатель комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно.

3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.

1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения;

17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

1.1. Решения по вопросу, указанному в подпункте 18 пункта настоящей статьи, не могут приниматься общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, проводимым в форме собрания уполномоченных.

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных).

В случае принятия правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) указанное общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае, если правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), оно информирует в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) такого объединения или членов такого объединения либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), о причинах отказа.

Отказ правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) ревизионная комиссия (ревизор), члены такого объединения, орган местного самоуправления могут обжаловать в суд.

Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.

Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения.

Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов.

Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.

3. При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Порядок и условия проведения заочного голосования устанавливаются уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования, которые должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта настоящей статьи кворума.

Одна из основных проблем Председателя и Правления в любом товариществе — это проведение Общего собрания его членов.

Первая проблема — перманентное отсутствие кворума.
Не пришло на собрание 50% от списочного количества членов и адью!
Собрание лучше всего закрывать, не начиная. Постольку-поскольку любой член недовольный данными решениями оспорит их и отменит их в суде безо всяких усилий.

Те же, кто работал или работает в Правлении, прекрасно понимают насколько сложно эти 50% собрать в одно и тоже время в одном и том же месте.
Кто-то из садоводов уехал, кто-то в этот день не может, некоторым просто откровенно наплевать на все собрания, а некоторые на них не ходят, чтобы поберечь нервную систему и не участвовать в тех ожесточенных склоках и взаимных обвинениях, в которые с вероятностью в 90% превращается любое собрание.

Вторая проблема — эффект толпы.
Проще говоря, если на собрание собралось уже более 60 человек, то два-три скандалиста или склочника могут буквально за 5 минут превратить все собрание в коммунальную кухню и в результате сорвать голосование по важным для товарищества вопросам.

Решение этих проблем есть и оно отличается удивительной простотой и изяществом.
Надо просто напросто ввести в товариществе «институт уполномоченных».
Уполномоченный — это член товарищества, который на общем собрании будет представлять целый «кластер» членов СНТ, принимать решения и голосовать на собрании от имени тех членов «кластера», которые отсутствуют на собрании (выделенная фраза очень важна, ниже объясним почему), безо всякой доверенности.

Простой пример.
В товариществе 200 садовых участков. Эти 200 участков разбиваются на 20 «кластеров» по 10 участков в каждом. От членов, владеющих садовыми участками с 1 по 10 выбирается уполномоченный Петров, от членов, владеющих садовыми участками с 11 по 20 выбирается уполномоченный Сидоров и т.д. Таким образом в товариществе формируется список из 20 уполномоченных. Дальше совсем все просто.

В день проведения общего собрания регистрационная группа регистрирует присутствующих следующим образом:
— от участков с 1 по 10 пришли 4 члена — они получили по одному голосу и по одной карточке для голосования, а также пришел уполномоченный Петров — он представляет остальных 6 членов с данных участков, которые не явились на собрание, и голосует их 6-ю голосами;
— от участков с 11 по 20 пришли 5 членов — они получили по одному голосу и по одной карточке для голосования, а также пришел уполномоченный Сидоров — он представляет остальных 5 членов с данных участков, которые не явились на собрание, и голосует их 5-ю голосами:
— от участков с 21 по 30 пришли 3 члена — они получили по одному голосу и по одной карточке для голосования, а уполномоченный не пришел, значит 7 членов от этих участков на собрании не присутствует и при подсчете кворума не учитывается.

После окончания регистрации, регистрационная группа по спискам регистрации производит подсчет количества голосов членов и количество голосов уполномоченных и протокол собрания вносится примерно такая запись

«Регистрационной группой, в составе Имярек такой-то и Имярек такой-то зарегистрировано:
Уполномоченных — 15 чел., которые представляют 90 членов товарищества.
Членов товарищества — 45 чел. (по одному голосу).
Итого представлено 135 голосов, считая по членам СНТ, или 70,3 % голосов (всего в СНТ на момент собрания — 192 члена)
Кворум есть. Собрание уполномоченных и членов СНТ правомочно принимать решения по повестке дня. Списки регистрации прилагаются к протоколу»

Вот и все — кворум у вас есть.
Просто и изящно.
Даже если у Вас придет 11 уполномоченных — кворум будет.
Теперь Правление может проводить общие собрания хоть раз в квартал, не забивая себе голову тем, как собрать 50% членов.

Сразу хотелось бы пояснить почему уполномоченные должны представлять только членов отсутствующих на собрании и голосовать только их голосами.

В некоторых товариществах, где существуют уполномоченные, общие собрания проводятся чисто в форме собраний одних уполномоченных, иначе говоря голосуют только уполномоченные, члены же права голоса лишены, и часто просто удаляются с собрания.

Хотя 66-ФЗ и не содержит прямой нормы, запрещающей проводить собрания так, но по нашему мнению, это серьезная ошибка, чреватая опять же оспариванием в суде решений таких собраний уполномоченных.

Для обоснования нашей точки зрения хотелось бы привести
отрывок из недавнего определения Мособлсуда на кассационную жалобу одного из членов СНТ, который пытался в судебном порядке оспорить решения общего собрания

«Суд обоснованно согласился с позицией представителя СНТ «,» о порядке подсчета голосов при принятии решений на указанных собраниях, который в полном объеме соответствует отражению объективной картины и правильности их подсчета. Суд установил, что голоса лично присутствовавших на собраниях членов СНТ учитывались самостоятельно, а количество голосов уполномоченных учитывалось по количеству фактически представляемых членов СНТ, отсутствовавших на данных собраниях, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
При разрешении встречного иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решения указанных собраний не только приняты с соблюдением действующего законодательства, но ни одно из них не нарушало и не нарушает прав и законных интересов истца, а поэтому его права в судебной защите не нуждались и не нуждаются»

Так что делайте выводы на будущее.
При наличии уполномоченных в СНТ общие собрания надо проводить в смешанной форме.

Теперь о второй проблеме — эффекте толпы.
Если Правление творчески и разумно подойдет к вопросу выдвижения уполномоченных, то ему вполне по силам сформировать в товариществе костяк из разумных людей, взвешанно подходящих к принятию решений и имеющих конструктивный взгляд на проблемы товарищества.

Можно быть уверенными, что такой костяк и убережет Председателя от принятия на собрании непродуманных решений и обеспечит своим большим количеством голосов приняние на общих собраниях решений в поддержку конструктивной политики Правления, направленной на развитие товарищества.

Нууууу, скажете Вы, это конечно все заманчиво и красиво, но пусть сам автор попробует собрать двадцать раз по 10 членов СНТ и выбрать этих самых уполномоченных. Ноги собъешь, глотку сорвешь и результатом будет пшик.
Согласен.
Двадцать маленьких собраний еще хуже, чем одно большое.
Но кто сказал, что выбирать уполномоченных нужно именно так?
Открываем наш любимый закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и читаем, какие требования он выдвигает к уполномоченным:

«Статья 20. Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением.

2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных.

Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются из числа членов такого объединения и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются:
число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;
срок полномочий уполномоченного такого объединения;
порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);
возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения.»

Теперь, для «запуска» института уполномоченных достаточно выполнить всего три действия:

1) Собрать общее собрание членов СНТ (обязательно кворумное, т.е. 50% + 1 голос) и внести в повестку дня два пункта.

I) «Принятие изменений в Устав»
II) «Выборы уполномоченных».

2) На этом собрании принять изменения в Устав примерно в следующей редакции:

«Уполномоченные избираются на срок 4 года из членов СНТ по принципу 1 уполномоченный от членов СНТ, приходящихся на каждые 10 земельных участков на территории СНТ, отсчитываемых последовательно, начиная с участка № 1 по Генеральному плану СНТ.

Уполномоченные избираются на Общем собрании членов СНТ открытым голосованием.

Кандидатом в уполномоченные может быть выдвинут только член товарищества, не имеющий задолженностей по платежам и взносам в СНТ.

Досрочное переизбрание любого уполномоченного может быть осуществлено на любом Общем собрании членов СНТ.

Уполномоченные не вправе передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам СНТ.

Члены СНТ праве участвовать лично или через своего представителя, действующего на основании должным образом удостоверенной доверенности, в собрании уполномоченных и голосовать по всем обсуждаемым вопросам.
Голоса членов СНТ, присутствующих лично или через представителя на собрании уполномоченных, вычитаются из числа голосов, которыми располагает соответствующий уполномоченный.

К компетенции собрания уполномоченных не относятся принятие решений о реорганизации, объединении или ликвидации товарищества.»

3) Предлагаете от Правления кандидатуры уполномоченных и их голосуете. Можно сразу списком.

Все. Теперь на 4 года проблему созыва общих собраний Вы решили.

Отметьте для себя несколько нюансов.

Во-первых, изменения в Устав должны быть приняты большинством в 2/3 голосов от количества голосов, присутствовавших на собрании.

Во-вторых, нигде в законе нет указания, что член Правления, или Председатель или член Ревизионной комиссии не может быть уполномоченным.

В-третьих, четко понимайте, что уполномоченный и например «старший по улице» — это не одно и то же. Основная функция уполномоченных -представлять голоса членов СНТ, которые отсутствуют на собрании. И все. И если к Вам обратятся с претензией, что уполномоченный не ведет какую-либо общественную работу среди членов от которых он выбран, смело ее отклоняете. Работу должно вести Правление, а не уполномоченный.

Ну и еще небольшой контраргумент , для тех, кто будет Вам заявлять, что, дескать, я этого уполномоченного не выбирал, а на собрании он (уполномоченный) за меня проголосовал.

Таким корректно напоминаете, что по закону участие в общих собраниях — это обязанность членов СНТ, и, если данный член СНТ не хочет, чтобы за него голосовал уполномоченный, то пусть приходит на собрание и осуществляет свое волеизъявление лично, либо через лицо по доверенности (кстати еще один аргумент в пользу смешанной формы собраний).

Да, чуть не забыли! Не забудьте официально зарегистрировать принятые изменения в Устав.



















Порядок избрания уполномоченных

Избрание уполномоченных рекомендуют в качестве лучшего средства борьбы с малочисленностью общих собраний в садоводческом товариществе. Сама же малочисленность собраний, думается, является следствием недостатка организационной работы по подготовке собраний. Понятно, что избрание уполномоченных при такой проблеме если и выступает лекарством, то лишь симптоматическим, саму болезнь не излечивающим и даже усугубляющим ее.

Согласно ст.16 п.4 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998, "в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается... структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности ". Согласно ст.20 п.2 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998, " уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются:
1) число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;
2) срок полномочий уполномоченного такого объединения;
3) порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);
4) возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения
".

Поскольку органов управления у садоводческого товарищества всего три (председатель правления, правление, общее собрание), процитированный пп.3 п.2 ст.20 закона №66-ФЗ вполне ясно подразумевает избрание уполномоченных на общем собрании членов товарищества. Этот подпункт даже подсказывает своему читателю вариации, допустимые в понимании фразы "порядок избрания" - с бюллетенями или без таковых, только и всего.

Легко видеть, что способ избрания уполномоченных на общем очном собрании с голосованием путем поднятия рук приводит к совершенному довлению в товариществе активистского большинства. Представители несогласных при таком способе уполномоченными не станут. Следовательно, избрание уполномоченных может быть целенаправленно использовано в качестве средства для чистки высшего органа управления садоводческого товарищества. Или, по-другому говоря, в метод законного отстранения от принятия решений в товариществе, путем присвоения голосов меньшинства большинством.

Делегированное полномочие - это доверенность. По сути и по смыслу, уполномоченный должен являться доверенным лицом группы садоводов, их представителем. Однако, когда избирают уполномоченных на общем собрании путем поднятия рук, выходит, что доверенность от Иванова, Петрова, Сидорова на представительство в органе управления получают не те граждане, которым лично доверяют Иванов, Петров, Сидоров, а граждане, которым доверяет общее собрание в виде своего большинства. При этом мнение самих Иванова, Петрова, Сидорова общему собранию (а в дальнейшем и собранию уполномоченных) неинтересно.

Уполномоченных, состав которых сформирован на общем собрании путем поднятия рук, логичнее называть опекунами , а упомянутых садоводов Иванова, Петрова, Сидорова - недееспособными умалишенными опекаемыми , поскольку они не представляют свои интересы сами и лишены возможности выбрать себе представителя (уполномоченного) лично и по своему разумению.

И еще один момент. Пункт 2 статьи 20 №66-ФЗ от 15.04.1998г. предписывает указывать в уставе число членов товарищества, от которых избирается один уполномоченный. Допустим, в товариществе 80 членов, один уполномоченный избирается от пяти членов товарищества. Допустим далее, что в товарищество приняты два новых члена, теперь членов стало 82. Вспоминая свои школьные занятия по математике, я делаю вывод, что 82 на 5 не делится. Куда девать двоих? Я вижу только два возможных варианта: 1) по случаю каждого вступившего (выбывшего) переписывать (и перепринимать) устав; 2) в уставе записать подробные инструкции по "округлению" уполномоченных. Пишите, товарищи...

Разумным и защищающим права садовода-выборщика можно признать только такой порядок избрания уполномоченных, когда выборщик сам лично делегирует уполномоченному свои права на участие в жизни садоводческого товарищества. При этом, закрепленной нормы представительства по принципу "один уполномоченный от некоторого числа членов" не должно быть. Последнее понятно, если учтем, что число доверяющих каждому конкретному выдвиженцу разное. Один кандидат обладает набором качеств, по причине которых ему доверяют, скажем, 15 человек, другой имеет достоинств меньше, и за него готовы отдать свои голоса только пятеро. При жесткой норме представительства выборщики вынуждены делегировать свои полномочия кандидатам, которым не доверяют, так как оказание доверия "сверх меры" запрещено уставом. Я думаю, право определять представительский вес уполномоченного следует оставить выборщикам, и только им.

Вместо закрепления в уставе норм представительства по принципу квоты доверия, я считаю нелишним установить квоту на минимальное число избираемых уполномоченных. Таким образом, уполномоченных должно быть не менее некоторого числа, и каждый из них имеет свой представительский вес (число голосов), равный числу избравших его садоводов.

Реализовать на практике предлагаемый порядок избрания уполномоченных легко. Правление выдает каждому садоводу именной бюллетень со списком кандидатур, в который садовод заносит фамилию того кандидата, которого он видит своим представителем на собрании уполномоченных. В течение установленного времени заполненные бюллетени сдаются в правление. Голосование считается состоявшимся, если всего в поддержку выдвиженцев (в сумме по всем кандидатам) отдано более 50% голосов членов товарищества. Другими словами, избрание уполномоченных осуществляется путем заочного голосования с использованием именных бюллетеней, что, в общем, не противоречит закону №66-ФЗ от 15.04.1998г.

Правомочность собрания уполномоченных следует отсчитывать от их представительского веса. Если в сумме присутствующие уполномоченные представляют 51% садоводов, кворум есть. Пусть закон №66-ФЗ от 15.04.1998г. предписывает определять собрание уполномоченных правомочным в при явке более половины от их общего числа, но я полагаю, что для условия правомочности по представительскому весу и законное условие не будет нарушено. Более того, для очевидного увязывания с законом можно просто расширить формулировку, и записать в уставе так: "собрание уполномоченных правомочно, если они представляют более половины голосов членов товарищества и на таком собрании присутствует более половины от числа всех уполномоченных" .

До проведений собраний в форме собраний уполномоченных соответствующие положения должны быть внесены в Устав, где может быть предусмотрена, в числе прочего, и процедура отзыва уполномоченных и контроля за их деятельностью (голосованием и принятием решений).

Дмитрий Охапкин, 2010-2013